В XIV-XV веках на поле боя выходят армии нового образца, которые обладали тремя интересными особенностями.
Они формировались из простых людей, сражающихся за жалование. В отличии от рыцарей, отягощенных феодальной этикой и имеющих выкуп пленных коллег в качестве важного источника дохода, все эти билльмены, участники кондот, йомены и кнехты были обречены на смерть в случае неудачи. Кроме того, феодальная этика не позволяет выкупить пленного рыцаря у незнатного воина. Если раньше в таких случаях пленившего быстро производили в рыцарей, то теперь рыцаря стало проще убить и ограбить, дабы потом нацепить части его доспехов на себя.
Новые войска применяли передовую тактику. Первыми про дисциплину вспомнили (емнип) легендарные швейцарские баталии, а про использование строя пехоты против конницы - ополченцы из Фландрии. Оказалось, что банда мотивированных и дисциплинированных вчерашних колхозников с длинными палками в плотном построении способна показать, почем в Одессе рубероид, хаотичной волне (я не знаю, как это иначе обозвать) рыцарской конницы.
Появление нового оружия, способного пробивать доспехи. Где-то в 1340-х годах, благодаря находкам металлургии, на поле боя выходят первые пластинчатые доспехи и бригандины из крупных сегментов, на которые оружейники отвечают алебардами, кончарами и клевцами, бронебойными арбалетами, усилением меча, а чуть позже - огнестрельным оружием и пикой, уничтожившими рыцарство.
Отдельная песня - это гуситы и швейцарцы. И первые, и вторые ставили своей целью именно убивать, причем, убивать высокотехнологично.