"Книга Иова" из Ветхого Завета. Объясню сначала, почему это произведение подходит под вопрос. На тот момент мир -- это Бог, нет автора, есть только Господь, который посылает слова автору, а тот уже пишет.
Читается тяжело, по меркам нашего времени, но это того стоит. Иов живет, как обычный правильный человек своего времени: верит в Бога всей душой, при этом он богат, счастлив в своей большой семье.
К Богу является Сатана и предлагает проверить Иова: любой будет верить в Него, когда он сыт и здоров. Бог соглашается, лишает Иова детей, его нажитого, Иов заболевает, у него на теле раны, он страдает, но страдает молча. Так проходит 7 дней в молчании, после чего Иов не выдерживает и начинает задавать вопросы: за что? Зачем? Для чего? Задает он их именно Богу. Все вокруг пытаются ему объяснить, что он сошка и не достоин задавать такие вопросы, но он продолжает, на что потом получает ответ от самого Бога.
Это одна из главных и важных тем у Пелевина - "Циклоп", "Т", "Шлем ужаса", "Смотритель", "Пространство Фридмана", "Созерцатель тени" и что-то еще, сразу не вспоминается.
В финале книги Бернарда Вербера "Тайна богов" герой осознает, что его вселенная — это книга, и обращается к читателю, просит его выполнить некоторые действия (например, оторвать уголок страницы).
Спасибо, надо почитать) А к автору он не пытается обратиться?