Музыкант, композитор, музыковед, преподаватель и... · 24 июл 2017
В первую очередь стоит отметить любопытные произведения русского и зарубежного авангарда, отражающие реалистичные звуки городской жизни:
«Завод. Музыка машин» Александра Мосолова – типичный пример нетипичного использования симфонического оркестра. Весь оркестр направлен полностью на исполнение, казалось бы, совершенно немузыкальных звуков. И каким образом это все решено! Наверное, стоит это один раз услышать, нежели об этом говорить:
Еще один пример такой музыки – «Симфония гудков» Арсения Авраамова. Эта симфония представляет собой футуристическую музыку шумов. Футуристической ее делал не тематический состав, а инструментальный: заводские, паровозные и автомобильные гудки, сирены, артиллерия, авиация, пулеметы, колокола, духовые оркестры, хоры и специально изобретенная Авраамовым паровая магистраль, представлявшая собой сеть настроенных паровых гудков. Таким образом, все пространство города становилось инструментом, а граница между исполнителем и слушателем, искусством и жизнью, досугом и трудом снималась. И грань между оркестром классического понимания и индустриального также стерлась…
Отдельно можно выделить симфоническое произведение Артюра Онеггера – Симфоническое движение № 1 «Пасифик-231», в котором весь оркестр имитирует движение железнодорожного состава. Однако, сам Онеггер говорил об этом следующее: «В "Пасифике" я не хотел подражать шумам локомотива, а стремился передать музыкальными средствами зрительные впечатления и физическое наслаждение быстрым движением. Сочинение начинается спокойным созерцанием: ровное дыхание машины в состоянии покоя, усиление запуска, постепенное нарастание скорости, и, наконец, — состояние, которым проникнут поезд в 300 тонн, летящий глубокой ночью со скоростью 120 километров в час».
Интересным приемом в области синтеза искусств может послужить Симфоническая поэма Скрябина «Прометей», где помимо самого оркестра главную роль играет световая клавиатура. Он вводит свет как полноправного участника самого оркестра. Так, при определенной смене гармонии, частей, инструментов – меняется и световое оформление. Такой новаторский подход, а ведь это только начало 20 века …