Во-первых, это профессии, связанные с обучением этих машин всем тем рутинным задачам, которые мы хотим на них переложить, потому что сами машины учатся не очень эффективно, и надо, чтобы им активно помогали люди. Кроме того, надо, чтобы люди еще и следили за тем, чтобы машины учились правильно – в частности, учились не повторять человеческих ошибок. Сами мы, прямо скажем, принимаем не всегда безошибочные решения.
Во-вторых, это специальности, связанные с улучшением психологического климата и обеспечением нормальных коммуникаций между умными машинами и людьми, которые с ними работают. Потому что будет все больше коллективов, в которых одним из сотрудников будет оказываться какая-то умная компьютерная система, и на самом деле в таких командах будут те новые психологические коммуникационные проблемы, которые мы сейчас только начинаем видеть. Потребуются люди, которые, с одной стороны, понимают, как работают все эти умные машины, а с другой – являются очень хорошими психологами и могут снизить тревожность людей, помочь им быстро и эффективно справиться с такими новыми собеседниками, коллегами, партнерами. Если первая специальность – учить машину учиться – во многом техническая, то вторая – человек, который налаживает продуктивный контакт между людьми и машинами, – скорее гуманитарная.
Что касается творческих профессий, то я уверен, что их ожидает расцвет, связанный, например, с новыми оригинальными идеями, потому что разрабатывать готовые идеи машина умеет хорошо, а придумать новые – не очень.