В новинках детской литературы 2016 года лучше всех смотрятся драконы и великаны. Я имею в виду вышедшую в «Самокате» одновременно с фильмом историю «Большого и доброго великана» Роальда Даля – смешную, страшную, современную и вечную. И толстый том рассказов сэра Терри Праттчета «Драконы», изданный «Поляндрией». Полагаю, тех взрослых, которые Пратчетта любят и знают, осчастливит возможность разделить свою любовь с детьми. Тем же, кто по каким-то причинам пока не в клубе фанатов английского сказочника, мистика и шутника, все равно настоятельно рекомендую – Пратчетт остроумный, модный и, одновременно, бездонный писатель.
Среди книг для самых-самых маленьких исключительной выглядит «Книга без картинок» американского комика Бенджамина Новака («Эксмо»). В ней действительно нет картинок, но есть разные шрифты, рисованные буквы, выходящие за пределы страницы своими контурами, и возможность бесценного родительского опыта: дурачиться вместе с ребенком. Дурачиться, смеяться, читать разные нелепости с листа и доверять друг другу настолько, чтобы выглядеть глупо и смешно, но не обидно. Взрослым – меньше самомнения и менторства, детям – больше душевной близости и открытости.
В секторе литературы для дошкольников по-прежнему блистают скандинавские писатели. Юя Висландер и книги о трогательной корове Маме Му от «Белой вороны», три заключительные истории о Простодурсене и жизни в Приречной стране Руне Белсвика от «Самоката», и чуть ли не каждый месяц выходившие в «Махаоне» ранее не переводившиеся произведения Анне-Катрин Вестли и Астрид Линдгрен – все это обязательно нужно читать вслух детям.
За 2016 год вышло очень многое в жанре «подростковая книга на сложную тему» в тех издательствах, которые с момента своего создания этот жанр осваивают: «Самокат» и «КомпасГид». Тут и француженка Мари-Од Мюрай с историей Клебера и его старшего умственно-отсталого брата Умника («Самокат»), и «Первый поцелуй», первая любовь и первая ссора с подружкой из-под пера немецкой писательницы Нины Грёнтведт («КомпасГид»), и несколько таких книг от отечественных авторов. Юлия Кузнецова, известная по книгам о папе в тюрьме и жизни в доме престарелых («Где папа?», «Дом П»), рассказывает, как трудно найти первую работу подростку – в характерном для себя стиле: весело, легко, остроумно и честно («Первая работа», КомпасГид). Весело и легко, потому что папа действительно может оказаться в тюрьме, работу правда сложно найти, а дом престарелых и в самом деле существует: так и что ж теперь, не жить и книжек не читать? Кроме нее, меня очаровали повесть Анастасии Малейко «Моя мама любит художника» («КомпасГид») и сборник проникновенных, смешных, чудным языком написанных рассказов Аси Петровой «Волки на парашютах», изданных «Черной речкой».
Никакие. В принципе после "Малыша и Карлсона" ничего существенно нового так и не было написано: все - вторичное в той или иной степени. После Карлсона и поговорить не с кем.