Виды потерь.
В настоящее время выделяют восемь основных видов потерь (в первоисточник потерь 7):
Перепроизводство
Избыточное производство, забирает оборотные средства компании и замораживает их.
Потери времени из-за ожидания.
В этом виде потерь, я думаю все понятно. Солдат спит, служба идет, а деньги капают.
Транспортировка.
В этом виде потерь тоже сложностей в восприятии нет. Относитесь к любому перемещению продукта, сырья, ресурсов как к потерям. Например перемещение паллеты с материалами по складу – это потери. Да есть необходимые перемещения, но вы всегда должны думать, как их минимизировать.
Излишняя обработка
Этот вид потерь не такой явный, как предыдущие. Особенно когда вы слышите: «мы всегда так делали и вопросов не было». Самый простой пример, станочнику для изготовления изделия 10х10х10 см, выдают заготовку 20х20х20 см. Помимо того, что больше половины материала уйдет в отходы (за которые заплатит снова компания). Так и работать с ней предстоит намного дольше, чем если заготовка была бы 11х11х11, или сразу поставщик поставлял бы 10х10х10. Или другой пример, из жизни. Вы пришиваете пуговицу на 6 стяжек, но она будет так же хорошо держаться и на 5 стяжках. 1 стяжка – это потеря.
Излишняя обработка часто встречается при борьбе за качество. Но тут нужно искать баланс и делать то, за что Потребитель готов платить. Один из методов поиска баланса – Принцип Парето. Когда вы выбираете 20% ключевых параметров, которые обеспечат 80% успеха.
Запасы (возглавляет виды потерь по популярности)
Наш «любимый» вид потерь. Ведь «запас карман не тянет». Правда? Очень схож с первым видом потерь, но в начале и в процессе производства. А если у запасов есть срок годности, то потери еще больше растут.
Перемещения
Схожи с потерями от транспортировки, но уже персонала. Все возможное походы в поисках деталей, инструмента. В офисе походы по кабинетам, для согласований, вырастающих в посиделки и т.п.
Брак
Наверно самый простой в понимании. Бракованная продукция сама по себе издержки, но тут добавляются и другие виды потерь: транспортировка, обработка, избыточный контроль.
Потенциал
Самый сложный в оценке, но ключевой в развитии компании. Люди работают в рамках той системы, какая установлена в компании. И если голос сотрудника не слышен, то компания не использует его потенциал. Например: для выполнения какой-либо работы нужно переставить станок. Это даст прирост в качестве, производительности и кучу всего хорошего. Специалист сообщает эту информацию мастеру, мастер начальнику участка, начальник участка не осмелился сообщить это начальнику цеха, а потом забыл. Все, компания не дополучила прибыль.