Древнегреческие имена в основной массе представляли собой прозвания-клички. Чаще всего они происходили от привычных и общеупотребительных слов или словосочетаний и давались в качестве некоей программы на будущее ребёнка, так сказать магической просьбы-пожелания относительно его судьбы. Разделить их можно на несколько групп.
1. Происходящие от имён богов (Аполлоний – «принадлежащий или посвящённый Аполлону», Деметрий – «принадлежащий или посвящённый Деметре», Диоген – «рождённый Зевсом», Геракл – «просто Геракл», Гермиона – «посвящённая Гермесу» и др.). 2. Происходящие от местностей (Афиней – «афинянин», Македоний – «македонец», Критий – «критянин», Еврипид – от пролива Эврип, Гераклит – «из Гераклеи», Олимпиада – «олимпийская» и др.). 3. Представляющие собой патроним, то есть указывающие на предка по мужской линии, чаще всего – отца (Леонид – «сын/потомок Льва», Аристид – «сын/потомок Аристона», Феогнид – «сын/потомок Феогноста», Гераклид – «сын/потомок Геракла», Пелопид – «сын/потомок Пелопса» и др.). 4. Происходящие от названий животных или растений (Леонт – «лев», Арахна – "паук", Карп – «плод», Гиппий – «лошадиный», Гилл – «лес», Мелисса – «пчела», Пенелопа – «чирок» и др.). 5. Указывающие на социальное положение (Евгений – «благородный», Архилох – «старший над лохагами, то есть командирами пехоты», Писистрат – «убеждающий войско», Плутарх – «богатый правитель», Филипп – «любитель лошадей», Неарх – «новый правитель», Георгий - "земледелец", Фемистокл – «славный законами», Агесилай – «предводитель народа» и др.). 6. Происходящие от явлений неживой природы или абстрактных понятий (Селена – «луна», Ирина – «мир», Сапфо – «сапфировая», Мильтиад – «сурик» (краска), Аглая – «радость», Орест – «гора», Елена – «факел», София – «мудрость», Арета – «добродетель», Гармония – «согласие» и др.). 7. Указывающие на качество, имена-эпитеты (Агафон – «добрый», Филадельф – «любящий брата/сестру», Каллисто – «красивейшая», Феба – «лучезарная», Пирр – «рыжий», Трифон – «нежный», Сотер – «охраняющий», Эвергет – «благодетельный» и др.). 8. Происходящие от действий (Ангелина – «возвещать», Птолемей – «воевать», Аякс – «стонать», Паллада – «сотрясать», Медея – «заботиться», Мегара – «возмущаться», Парменид – «выдерживать», Персей – «разрушать» и др.). 9. Составные из других имён (Алексей – «защитник» + Андрей – «человек» = Александр – «защитник людей», Арист – «лучший» + Ника – «победа» = Аристоник – «лучший победитель» и др.). 10. Заимствованные из других языков и часто необъяснимые из древнегреческого (в основном мифологические – Тантал, Мидас, Атлант и др.).
Кроме того, у эллинистических царей завелась мода на «родовые» имена, такие как Птолемей в Египте, Антиох и Селевк в Сирии, Антигон и Деметрий в Македонии, Аттал и Эвмен в Пергаме. Как правило, они тоже имели определённую этимологию и значение, однако внутри названных семейств почитались, прежде всего, потому, что были именами «великих предков». По этому же принципу представители менее значительных семейств могли обзывать детишек Сократами, Демосфенами, Платонами, Софоклами и т. п. (имея, конечно, в виду, что великие деятели эллинской культуры в каком-то смысле «предки» всем эллинам). Наконец, для отличения двух лиц с одинаковыми именами могло использоваться указание на имя отца (Гиппарх Писистратид, Антиох Селевкид, Деметрий Антигонид, Кассандр Антипатрид), на место рождения (Аристотель Стагирит, Диоген Синопский, Демокрит из Абдеры, Милон Кротонский), на отличительный внешний признак (Антигон Монофтальм – «одноглазый») или предмет известности (Деметрий Полиоркет – «осаждающий города»).