Качество готовой продукции, выполненной флексографским способом, как и в любом другом виде печати, в значительной, если не в наибольшей степени определяется именно допечатной стадией. К сожалению, специфика допечатной подготовки для флексографского процесса не находит должного освещения ни в периодической печати, ни в более систематизированной литературе. Результатом является невероятно широкий спектр заблуждений относительно необходимости специальных приемов допечатной подготовки для флексографии: от непоколебимой уверенности в полной идентичности препресса для разных видов печати, до столь же твердой убежденности в абсолютной необходимости специальных программ, расширений, опционов и других дорогостоящих средств, без которых вообще делать нечего. Последняя точка зрения, естественно, усиленно поддерживается рекламой и непосредственно производителями этих самых специализированных средств. Понятно, что истина находится где-то посередине. Давайте попробуем до нее докопаться.
Машины флексографской печати имеют гораздо меньшие форматы чем офсетные, и в большинстве технологических процессов не предполагают ручного монтажа фотоформ — необходимо подготовить для вывода на фотоформу именно то, что впоследствии будет напечатано — с учетом полей, необходимых шкал, и т.д. Иными словами, при подготовке к печати этикеточной продукции недостаточно разработать саму этикетку, — обязательны размещение этикеток на листе, оформление листа шкалами, метками совмещения и реза — то есть полная подготовка монтажа для печати.
Красочность. Поскольку основная область применения флексографских печатных машин — печать упаковочной и этикеточной продукции, типичное количество печатных секций во флексографском прессе — 5 или 6, хотя некоторые модели допускают набор из произвольного числа секций. Особенностью многих этикеток являются “фирменные” цвета, и наличие одной-двух дополнительных секций позволяет художнику использовать печать фирменных цветов соответствующими цветами Pantone в дополнение к краскам стандартной триады. При необходимости можно отказаться и от триады, напечатав все цвета изображения смесевыми красками — лишь бы хватило печатных секций. Единственное, чего не удастся сделать — “перешагнуть” красочность машины. Если в традиционном листовом офсете можно напечатать на четырехкрасочной машине хоть двенадцать цветов (в три прогона — если заказчик платит), то на ролевых флексографских машинах повторный прогон роля возможен лишь в редких случаях и скорее относится к области экзотики, чем к реальной технологии.
Точность совмещения и треппинг. Для офсетной печати точность совмещения главным образом зависит от качества и состояния печатной машины, бумаги и печатника и колеблется в пределах 70–250 мкм (больше — это уже откровенный брак), для флексографии такое качество приводки достижимо не всегда. Хотя сам печатный механизм в состоянии обеспечить точное совпадение красок, серьезную роль играет деформация материала. В результате точность совмещения на эластичных материалах, типа полиэтиленовых пленок, пакетов и т.д. падает в несколько раз. При печати на пакетах из тонкого полиэтилена неприводка 0,5 мм может оказаться достаточно хорошим результатом.
Градиенты и полутона. В большинстве случаев, особенно когда хотят продемонстрировать возможности оборудования, флексографским способом печатают изображение с “плашечным” оформлением — сколь угодно сложная геометрия, созданная 100% или (изредка) 30% или 50% полями. Полутоновые изображения печатают редко. Попытки начинающих использовать растровые иллюстрации или градиенты дают столь неожиданный эффект, что у многих навсегда отбивает охоту к подобным экспериментам с флексо.
При подготовке изображений для флексографской печати необходимо учитывать два очень неприятных эффекта (и уметь бороться с ними): “разрывы цвета” (tone jump) и очень большое растискивание.
Вместо заключения хочется еще раз отметить: допечатная подготовка для флексографии более сложное дело, требующее значительно большего опыта, чем работа “под офсет”. Но набираться такого опыта, безусловно, следует — чем кропотливее и квалифицированнее работа, тем выше (во всяком случае, в цивилизованном мире) она ценится.