Е̶с̶л̶и̶ ̶р̶е̶б̶ё̶н̶о̶к̶-̶и̶н̶о̶с̶т̶р̶а̶н̶н̶ы̶й̶ ̶ш̶п̶и̶о̶н̶,̶ ̶т̶о̶ ̶п̶о̶д̶ ̶п̶ы̶т̶к̶а̶м̶и̶.
Не зная исходных данных Вашей ситуации (возраст ребёнка, ваши взаимоотношения и тип привязанности в целом, был ли он более открыт к контактам ранее, а потом вдруг закрылся, какого рода информацию Вы хотите от него получить), могу предложить проанализировать вербальные стимулы, которые ребёнок от Вас получает. Возможно, это станет одним из ключиков для решения проблемы.
Хочется отметить, что Ваш интерес к данной теме уже свидетельствует о готовности изменить ситуацию к лучшему, найти способы наладить контакт с ребёнком, и это замечательно!
Для более эффективного результата давайте попробуем немного изменить формулировку вопроса. Ведь вряд ли Вы преследуете цель просто «разговорить» ребёнка, чтобы он бесконечно болтал о случайных, несвязных вещах. Я предполагаю, что Вы хотите больше доверия с его стороны, хотите быть участником его жизни. При этом, Вы понимаете, что это не только в Ваших интересах, но и в интересах ребёнка (иметь опору и друга в лице родителя); что инициатива по формированию доверительного общения лежит на Вас как на родителе.
Попробуем все это учесть в составлении вопроса. Получится что-то подобное:
«Как МНЕ создать комфортную и безопасную атмосферу, в которой мой ребёнок сможет делиться со мной своими мыслями и чувствами?»
«Все нормально в школе?» меняем на «Как прошёл твой день?»; «У тебя все хорошо?» на «Как ты себя чувствуешь сейчас?» и т.д.
«Почему у тебя постоянно все плохо, должно быть хорошо» -> «Расскажи мне, почему сейчас ты чувствуешь себя плохо»
«У меня день прошёл обычно. Дом-работа-дом» -> «Я так устала сегодня на работе, но когда вернулась домой, кошка сразу прыгнула ко мне на колени и стала мурчать, представляешь? Мне было так приятно с ней поиграть, она как- будто бы восстановила мою энергию.»
Начните с выстраивания таких повседневных разговоров, а когда прогресс наметится, попробуйте обсуждать более глубокие темы, например, дружбу (ребенок наверняка знает Ваших друзей, расскажите ему, какие качества ценны в этой дружбе, а он поделится историями о своих друзьях и причинах, по которым они дружны), планы на будущее (расскажите, чего Вам хотелось в его возрасте, как Вы сделали свой выбор профессии, ребенок расскажет о его идеях) и т.д.
Проводите время вместе, занимаясь чём-то увлекательным для ребёнка (спорт, творчество, настольные игры и т.д.), ведь начать общение в игре/совместной деятельности часто бывает проще. Разговаривайте с его друзьями, когда встречаете их, задевайте им вопросы, согласовав это со своим ребёнком, приглашайте их с родителями в гости, на совместные прогулки.
В общем, покажите ребёнку, что Вы можете общаться естественно и непринуждённо, а он потянется за Вами.
ВАЖНЫЙ принцип выстраивания контакта- это ненасильственность: возможно сейчас ребёнок устал, или просто не хочет разговаривать по какой-то причине, не хочет приглашать друзей и т.д. - не давите, не пытайтесь что-то из него насильно вытянуть. Злость, обида, фрустрация с Вашей стороны только усугубят его закрытость. Дайте ему время: «Я вижу, что сейчас ты не хочешь разговаривать. Если позже у тебя появится желание, я буду рада с тобой поболтать.»
Будьте терпеливы и доброжелательны, тогда желание точно появится, ведь контакт с мамой очень важен для Вашего ребёнка. ❤️
Через игру. Через погружение в другую реальность, т.е., опять же, через игру. А, вообще, это вопрос уровня квалификации. Порой не все так просто. Уважение и терпение.