Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Как отличить пропаганду от не пропаганды? Чем отличается пропаганда времен СССР от сегодняшней?

Политология+6
Flombertog Forsberg
  ·   · 22,3 K
Журналист, Johns Hopkins University. YouTube-канал...  · 9 дек 2018

У меня лежит 1500-страничная книга, которая отвечает только на первую часть вашего вопроса, но я попробую.

Пропаганда имеет ясную цель, для которой создаётся такой продукт - это короткий ответ. Длинный ответ - возьму нейтральные примеры, но в более усугблённой форме это характерно для всей пропаганды, как в демократиях, так и не в демократиях. Президент N принимает закон X по причине Y и идёт на выборы. На следующий день президент X снимает предвыборный ролик, а журналист пишет репортаж о новом законе. Президент в рекламе для переизбрания покажет, что он принял закон X, будучи президентом, и по какой причине Y он это делал. Журналист в своём репортаже напишет, что президент N принял закон X, назвав причину Y. 

С первого взгляда отличить рекламу от репортажа может быть сложно, по своей сути, и такая реклама, и репортаж - это новость, которая отвечает на главные вопросы о событии: Кто? - президент N. Что? - подписал закон X. Когда? - вчера. Где? - в своём кабинете. Зачем? - по причине Y. Но в конце рекламы будет фраза "Голосуйте за президента N, он о вас заботится". В репортаже такой фразы быть не может, потому что реклама - это пропаганда, а пропаганда имеет цель. Цель такой политической пропаганды - привлечь людей голосовать за президента N. У журналиста нет цели, его единственная цель - написать репортаж, который скажет, что был такой закон и его принял такой-то президент. Журналисту не важно, что будет дальше, хоть ядерная война. Пропаганда же направлена на конкретную цель - повысить количество голосов на выборах, если мы говорим о демократиях. Если мы говорим не о демократиях, то цели будут другие. 

От постановки цели зависит и язык сообщения. Джордж Макговерн, как политик, может говорить, что Ричард Никсон - лжец и преступник, чтобы республиканцы не получили голосов на следующих выборах. Вудвард и Бернстайн могут говорить только, что был факт взлома в отеле Уотергейт и незаконная схема финансирования кампании, и что вопрос о том, преступник ли Ричард Никсон, должен решить Конгресс США и суд. 

Наконец, есть целый перечень из десятков приёмов, которые использует пропаганда и которые недопустимы в журналистике. Если вы с этим перечнем знакомы, то пропаганду можно заметить очень быстро. Пропаганда (устная, в первую очередь, как телевидение) часто использует местоимение "я" - "я думаю, что...", и строит фразу, чтобы выдать это за истину. Если взять текст телепрограммы и внимательно прочитать его, то эффект будет слабее, потому что часть с личным мнением в тексте отделится от части с фактами. Ненейтральный пример, на этот раз (уж очень хорошо ложится, грех не воспользоваться) - "Совпадение? Не думаю". Ведущий высказал своё мнение по теме, но тон фразы намекает зрителю, что это не совпадение, выдавая своё мнение за факт. Например, часто используется перенесение повествования. В статье или ролике есть основная тема, по которой выстроен сценарий в виде настоящего журналистского репортажа - кто, что, когда, где, зачем. После этого в сценарий добавляются части, которые никак не относятся к сценарию, абсолютно другая тема. А в эти части добавляются необходимые повествования, которые являются пропагандой, а основной сценарий служит маскировкой. Часто используется повторение одной и той же мысли, причём мысль должна быть очень короткая, потому что её надо аккуратно встроить в текст, чтобы не было заметно, что мысль постоянно повторяется. Причём работает это примерно так - в начале текста озвучивается развёрнутая мысль, например, "кролик ест траву, потому что кролики не могут охотиться". В процессе дальшейшего повестования мысль "кролик ест траву" повторяется как бы между делом, а вы уже запомнили, что он этот чёртов кролик ест эту траву, потому что он охотиться не может. Вам не надо говорить это - вы это уже запомнили, главное повторить короткую часть. 

В общем, это действительно очень объёмная тема, в ней имеют значение даже отдельные слова, которые произносит ведущий (в той книге не просто так 1500 страниц написано).

Как книга называется

аналитик, независимый спортивный журналист, коррес...  · 28 нояб 2021
Пропаганда - это популяризация чего-либо. Яркий пример - социальная и коммерческая реклама. Если Вас настойчиво призывают что-то делать или чего-то не делать - это пропаганда. В период СССР пропаганда имела государственную... Читать далее
Web-разработчик с медицинским образованием  · 10 дек 2018
А как вы отличаете рекламу от нерекламы? Пропаганда - та же реклама, только не твваров и услуг, а идей. Это просто инструмент. Вы же не будете считать пропаганду здорового образа жизни, отказа от курения, заболы об экологии и... Читать далее
Проблема только в том, что те, кто пропагандируют здоровый образ жизни, не особо скрывают этого. Когда пропагандиру... Читать дальше
инженер автор проекта "Мир в экономике" #экономика...  · 15 мая 2020
всё просто: пропаганда обращается к эмоциям, а не к разуму. Если вы разбираетесь в манипуляциях, то это как иммунитет от пропаганды :) Так же, очень помогают знания экономики и политологии, тогда новости будут вызывать у вас... Читать далее
Ну это вы сильно упростили. Приёмов там гораздо больше. Демагогия - целая наука. Вот например сделать из спорного... Читать дальше
Мне кажется много знаю и умею, поэтому не боюсь...  · 12 авг 2021  · informbyuro.com
В самом понятии пропаганды нет ничего плохого. Воспитание детей в семье на личном примере или в беседах с родителями, это тоже своего рода пропаганда. Надо смотреть глубже, на что она нацелена. Я бы был счастлив если бы... Читать далее
Много знаю, поэтому не боюсь высказывать свое мнение.Перейти на informbyuro.com
Пенсионер, философ-дилетант, придерживаюсь маркси...  · 20 июл 2020
Любой текст пропагандистский или научно-аналитический следует подвергать критическому осмыслению. Первоочередным являться целеполагание текста, затем способы аргументации, их состоятельность и непротиворечивость. Ничего не... Читать далее
Немного поспорю насчет ценности аналитики. Меня просто бесит когда врачи и прочие медики при народно спорят, или... Читать дальше
Просто умный дед  · 5 нояб 2021
Прежде всего необходимо снять отрицательный налёт со слова "пропаганда". Пропаганда здорового образа жизни или пропаганда охраны природы очень даже полезные вещи. Ровно до тех пор, пока не перерастают в продвижение товаров или... Читать далее
грузчик-философ ,увлекаюсь политикой, наукой...  · 27 мая 2020
начну со второй части , в ссср не было альтернативной массовой пропаганды ,был "голос америки" "радио свобода" больше не помню ,но и их я не слышал - нужна была радиостанция, или очень мощный радиоприёмник ,либо жить возле... Читать далее
пенсионер, по образованию инженер-физик.  · 10 авг 2020
Пропаганда от не пропаганды по содержанию никак не отличается. Любая подача информации может быть пропагандой. А вот по форме пропагандой называют именно системную подачу информации с целью убеждения. В СССР всегда был... Читать далее
Такая же, как между наукой и лженаукой: учёный не знает, к чему приведёт его деятельность, а лжеучёный чётко и ясно осознаёт, как построить своё исследование так, чтобы получить нужный результат. Учёный не знает, какой формы... Читать далее