Как в случае с музыкой – помогает тактильное восприятие, только вкупе с объяснением. Когда логопед учит глухого ребёнка звуку, он прикладывает его ладонь к своему горлу и произносит этот звук. И объясняет, какой он и где должен находиться язык во рту при произношении этого звука. Ребёнок чувствует, как именно проходит звук через горло логопеда, и сравнивает с тем, как получается у него самого (кладёт затем ладонь на своё горло). Есть также специальные проволочные конструкции, с помощью которых логопед создаёт во рту ребёнка нужную конфигурацию для извлечения звука. На то, чтобы ребёнок всё не только правильно понял, но и закрепил, и научился произносить сначала без проволочных «опор», потом более-менее чисто – уходит много времени, терпения и тренировок.
О других, не речевых звуках можно давать понять тактильными ощущениями. Глухой человек в основном знает звуки мира по ним – например, если спросить его про треск, он вспомнит, как под ногой может ломаться ветка либо снежный наст или как бьется стекло, если на него надавить.