Предложите этому человеку вспомнить себя в подростковом возрасте. Пусть поделится - каким он был - чем занимался,что любил,что ненавидел, с кем дружил, с кем воевал. Как родители прожили с ним этот возраст и что он чувствовал,когда его садили заниматься.
Можно предложить прочитать об особенностях подросткового возраста. И там обязательно будет информация о том, что учеба перестает быть ведущей деятельностью,как у младшего школьника, а вперед выходят отношения со сверстниками.
И это задача возраста - научиться общаться,быть своим среди своих и уметь находить контакт с "чужими". Найти ответы на вопросы Кто Я? Какой Я? Испытать первую влюбленность,дружбу,ссору и примирение... Да еще много чего,что в подростковом возрасте происходит впервые.
И успокоить человека - к концу переходного возраста,лет 17,все встанет на свои места и учеба снова займет важное место,потому что наступит задача юношеского возраста - самоопределение, поиск профессии, выпускные экзамены и выбор следующего учебного заведения. Если в начальных классах ребенок самостоятельно делал д.з, взял ответственность за свою учебу, то после подросткового возраста,все вернется).