Изобретение фотографии серьезным образом повлияло на развитие живописи.
Во-первых, эстетика фотографии сильнейшим образом повлияла на импрессионизм. Свежесть и непосредственность композиционных решений, которые выбирали первые фотографы, не получившие академической выучки, впечатлила художников. Свобода и естественность импрессионистских полотен - свои истоки обнаруживает в фотографии.
Во-вторых, художники-реалисты почувствовали серьезную конкуренцию. Если прежде они одни владели чудом достоверного запечатления реальности, то теперь их монополия прекратилась. Да, многие лишились работы. Впрочем, иллюзионистская живопись и сейчас существует, просто значение ее уже не столь высоко, как прежде. Акцент в изобразительном искусстве сместился от подражания натуре - к выражению того, что не может передать фотография, к передаче чувств и идей автора, зачастую идей отвлеченных.
Фотография оказала живописи большую услугу, подтолкнув художников к поиску ответа на вопрос: "Для чего нужно мое искусство? Что я могу выразить? Какова специфика живописи как выразительно средства?" - и из полученных ответов сформировалась модернистская живопись (да и постмодернистская вслед за ней).