Мы живём в межледниковую эпоху, причём в тот её период, когда началось относительное потепление климата (в Европе такие или более тёплые периоды были во времена расцвета Древнего Рима, потом – Киевской Руси, а относительные похолодания – в начале и в конце Средних веков). При таких потеплениях рост среднегодовых температур наиболее выражен на Севере (в Субарктике и Арктике), меньше – в средних широтах (где расположена Москва), и почти не ощущается в приэкваториальных широтах. Видимо, в близком будущем при продолжающемся потеплении эта закономерность останется, а если начнётся похолодание, то ситуация станет обратной: сильное снижение среднегодовых температур в Арктике, не столь сильное – в средних широтах, и почти неощутимое – у экватора.
Но главное для климата Земли – температура Океана (ведь это - 71% поверхности нашей планеты), которая сейчас растёт вследствие глобального потепления, и потому в целом нарастает количество осадков, выпадающих на суше (чем теплее Океан, тем больше влаги он испаряет, и часть её ветрами относит на сушу). Всё больше осадков выпадает и в высоких широтах (Арктике и Антарктике), в том числе зимой – как снег.
В итоге Океан может нагреться до такой степени, что количество снега, выпадающего зимой в горах и в Арктике и Антарктике, окажется больше, чем то количество снега, которое в тех условиях успевает растаять летом. Вспомните, как в средних широтах после многоснежной зимы даже в тёплую весну снег лежит дольше, чем после малоснежной зимы. Так, из неуспевшего растаять летом снега, в высокогорьях и в приполярных областях начнут формироваться новые ледники и расти существующие, и начнётся новый ледниковый период (а не те относительные похолодания, которые сопровождались гибелью Рима и Великим переселением народов, или, в следующий раз, привели к гибели колонии норманнов в Гренландии или голоду и Смутному времени в России во время позднесредневекового «Малого ледникового периода», который ледниковым в действительности не был).
Стоит иметь в виду, что сейчас в Антарктиде либо уже началось накопление льда (по данным американцев из НАСА –
https://ria.ru/20151102/1312370609.html), либо такое накопление льда идёт лишь в Восточной Антарктиде, и оно компенсируется таянием льда в Западной Антарктиде и на Антарктическом полуострове (
https://ice-snow.igras.ru/jour/article/view/375?locale=ru_RU). Начинают расти ледники и на севере Норвегии (а на юге и в центе этой страны горные ледники тают). Эти процессы – закономерное следствие наблюдающегося потепления климата и роста температуры Океана, сопровождающегося ростом количества осадков на суше, в том числе в виде снега. Впрочем, в отличие от фильмов-катастроф, если или когда начнётся новый ледниковый период, то процесс формирования покровных ледников займёт многие десятки тысяч лет.
Не следует, однако, особо пугаться и считать, что современное глобальное потепление непременно приведёт к началу следующего ледникового периода. Как показывает прошлое, в период атлантического климатического оптимума (в целом около 8000-5000 тысяч лет назад), то есть самого тёплого периода нынешнего межледниковья, климат в России, например, был существенно теплее, чем сейчас. Леса в Европейской России доходили тогда до берегов Баренцева моря, где сейчас тундра. См., например, картосхему природных зон в тот период времени на с. 88, или таблицу с оценками среднегодовых температур воздуха в сравнении с современными по Европейской России и Уралу на с. 84-85, в учебнике по палеогеографии (
https://ggf.tsu.ru/content/faculty/structure/chair/geography/u-metodika/uresurs/paleo_2010.pdf). Но на смену атлантическому оптимуму тогда пришло лишь относительное похолодание, а не новый ледниковый период – будем надеяться, что и в ближайшие несколько тысяч лет повторится тот же сценарий колебаний состояния климата нашего межледникового периода.