Я думаю, само понятие андерграунд во многом уже потеряло свой смысл, а через век вообще сложно представить, как все будет выглядеть. Понятное дело, все материальные девайсы - от айфонов до айпэдов, от облачных хранилищ до каких-то жестких дисков - исчезнут. Все это будет на прямой связи от нашей головы к одному единому глобальному облачному хранилищу. Под названием, например, «Дорогая Вселенная». И я думаю, что треки мы будем переключать нажатием на мочку уха, чуть-чуть прокрутил ее – на следующий трек переключился. Все это будет в нашей голове, мы будем движением глаз переключать нашу локацию, получать информацию на какие-нибудь гугл-очки или просто на подкору. Мы даже десять лет назад близко не понимали, на какой уровень технологий мы придем к 2017 году. Точно так же и сейчас мы не можем понять, что там будет через 10 лет, что уж говорить о столетии.
Понятие андреграунда стерлось в том момент, когда появилась всемирная сеть под названием Интернет. В этом плане андерграунд стал просто еще одной субкультурой со своим пластом поклонников. В нашем сегодняшнем мире практически невозможно появление новых суперзвезд. Вы обратили внимание, что группы, которые собирают по всему миру стадионы, их как было 15 штук 10 лет назад, так и осталось. Новые имена, которые возникли уже после появления интернета и вдруг набрали гигантское количество поклонников, сейчас заполняют стадионы, но это последние пассажиры. Таких групп будет в ближайшее время ничтожно мало, потому что во времена музыкального голода нужно было предпринять большое количество усилий, чтобы найти новую звезду. А сейчас у каждого слушателя есть своя маленькая грядка, которую он тщательно вскапывал, посеял туда зерна, которые ему интересны. Вот чуть-чуть хардкора, немного какого-нибудь дум-металла и большое количество Светланы Лободы. И на этой грядке он успешно возделывает и взращивает свой урожай. Этих грядок бесчисленное количество, но нет одного гигантского поля, которым раньше звезды кормились.
Так что время как суперзвезд, так и андерграунда безнадежно ушло. Что весьма печально и для мейнстрима. Ведь массовая популярная культура, конечно, всегда питалась из андерграунда. Стоило появиться новым звукам, новым идеям, новым рифмам, новым речитативам, новым формам донесения мыслей и образов – это тут же подхватывал мейнстрим. Он всегда был интересным именно за счет подпитки из андерграунда. Я думаю, что мейнстрим становится все более и более унылым, поскольку андерграунда практически больше не существует. Все эти грядки возделываются отдельными поклонниками отдельных жанров. Можно по этому поводу печалиться, можно по этому поводу радоваться – и то, и другое бессмысленно, это объективный процесс.