Далеко не всегда дело в скрытом смысле картины, пиаре, психологии цвета и прочем. Это лишь косвенные факторы. Далеко не всегда покупателями становятся те, кто всерьез разбирается в искусстве. С моей точки зрения, определяющим фактором столь высоких цен являются экономические факторы.
Первый - это непосредственно механизм проведения аукционов. Как правило, подобные аукционы анонсируются определенному кругу лиц, которых могут заинтересовать представляемые лоты и у которых достаточно много денег. То есть, их покупательная способность гораздо выше, чем у рядового трудяги, а значит, сумма в (предположим) 100 тысяч долларов может быть эквивалентна гораздо меньшей сумме по отношению к среднестатистическому горожанину. Проще говоря, им купить эту картину так же просто, как вам - смартфон. Помимо этого, специфика аукционов в том, что покупатели находятся в конкуренции между собой, и эта конкуренция во многих случаях становится принципиальной. Может, человеку и не нужна эта картина за такие деньги. Но он выиграет. И купит.
Следующий фактор - эффект сноба. Рассказывая богатому человеку, у которого "все есть", красивую глубокомысленную легенду о замысле картины и устанавливая стартовую цену приличного, но пока еще приемлемого уровня, в голове закрепляется мысль, что "дорого=круто". Тем более, что искусствоведы по соседству восторженно ахают. Далее потенциальный покупатель изъявляет желание приобрести лот, в это время появляется конкурент, ну и дальше вышеописанная гонка (конкуренция, азарт, как угодно). И чем выше конкурент предлагает цену, тем сильнее закрепляется убеждение в ценности картины.
Третий фактор скорее психологический - эффект ожидания. Попадая на аукцион с контингентом из представителей высоких слоев общества, ценителей искусства, с первоклассным сервисом и известным именем (тот же Christie's) человек не просто ожидает увидеть произведения искусства - он их действительно распознает в лотах.
А вот как эти работы попадают на аукцион - уже совсем другая история.
Также рекомендую ознакомиться с термином "синестезия"