Зависит от типа информации.
Если речь идёт о какой-то внутренне логичной структуре (например, доказательство теоремы в геометрии), то достаточно её понять. Для меня лучший метод самопроверки в этом деле - попытка объяснить эту теорию кому-нибудь другому. Или самой себе.
Если нужно запомнить длинный текст (например, взгляды какого-нибудь философа), мне очень помогало пересказывать его своими словами. А уж если сделать этот пересказ смешным - то зубрёжка будет ещё и весёлой. Текст получится, конечно, странным. В духе: "Он пошёл туда и сказал этим дуракам, что вот ту фигню пони понимают неправильно". Но запоминается это намного легче, чем заумные фразы из учебников.
Самое сложное - запоминать отдельные случайные вещи, которые никак логически не обоснованы: даты, имена, названия книг. Тут спасает только мнемоническая техника. Я со школы помню, что во время Великой Отечественной наркомом боеприпасов был Ванников. Потому что придумала, что "боеприпасы можно хранить в ванне".
А это надо знать особенности своего организма =)
Когда мне нужно было что-то выучить, я начинала это напевать. Без разницы, будь то стих, параграф или какие-то даты с событиями. Лично у меня, при наложении текста на музыку запоминается всё в разы лучше. Быть может и вам это поможет :)
Как уже писалось выше, лучше всего, для начала, понять о чем идёт речь. Что касается меня, то я стараюсь всегда записывать самое важное на листике, так работает зрительная память и мне так намного проще усвоить материал.