Это во многом философский вопрос, ведь нужно определиться с тем, что именно мы называем «искусственным интеллектом».
Сегодня искусственным интеллектом можно назвать (и называют) большой класс программ: например, поведением соперников в компьютерных в играх управляет своего рода ИИ. Персональные ассистенты в современных смартфонах — своего рода ИИ. Система Watson, умеющая обыгрывать людей в викторины — своего рода ИИ. Это все примеры искусственного интеллекта в том смысле, что эти системы принимают решения на основании неизвестных заранее данных, имитируя тем самым мышление. Диапазон сложности этих систем, разумеется, очень широк. По этой логике, строго говоря, даже датчик освещенности в автомобиле, который принимает решение: включать или не включать фары автоматически — это тоже ИИ. Одна проверка или миллион — не все ли равно?
Но где-то должна быть граница, и мы ее проводим. Тем не менее, стремиться хочется именно к «истинному ИИ», который рисует для нас фантазия и фантастика: прежде всего он должен пройти тест Тьюринга и «быть человеком» в каком-то смысле. Но в каком именно?
Формально, главное принципиальное отличие «того самого» ИИ от сегодняшних — абсолютная универсальность. ИИ должен оперировать идеями, должен обрабатывать и синтезировать данные из любой области знания, должен быть способен решить любую задачу, имея достаточно данных.
Но обязан ли он при этом обладать «человечностью», чтобы считаться искусственным интеллектом? Нужны ли интеллекту эмоции, перепады настроения и чувства? Или возможно ли, что они возникнут сами, как в фильмах «Двухсотлетний человек» и «Она», например?
«Истинный ИИ» будет похож на нас гораздо меньше, чем нам обычно кажется и чем фантастика приучила нас ожидать. Чувства и эмоции не возникнут сами собой без имитации всей человеческой физиологии. Сам по себе универсальный процесс анализа и синтеза данных, к созданию которого стремится большинство исследователей, не порождает этих явлений, их порождает сложная и избыточная биохимия — не только в нашем мозгу, но и во всем организме.
Чтобы создать копию всего этого, нужно строить не «искусственный интеллект», а «искусственного человека» — и, соответственно, полностью разгадать для этого придется не только мозг, а все тело. Универсальный же интеллект можно построить по принципам, отличным от устройства мозга — прямо скажем, мозг для решения интеллектуальных задач приспособлен далеко не идеально, да и занят он бóльшую часть времени вовсе не ими.
Но, несмотря на эту «оговорку» длиной в семь абзацев, на сам вопрос я все равно ответил бы «да». Потому что, честно говоря, мне сложно представить область науки, которой не помогла бы полная разгадка работы мозга — в процессе совершения этого открытия было бы получено столько новых фундаментальных знаний, что наука уже никогда не была бы прежней.
Как Боженька смолвил :)
Копия человеческого мозга будет нужна для переноса сознания из биологического тела для достижения бессмертия.