Вклад Пушкина в формирование русского литературного языка очень велик, но говорить, что он "создал" современный русский литературный язык - это большое преувеличение. Движение за модернизацию русского языка началось до Пушкина. Флагманом этого движения стал Карамзин. Мне не хочется быть испорченным телефоном, поэтому, если Вы интересуетесь этим вопросом, то я бы посоветовал Вам погуглить Литературное общество "Арзамас" (это карамзинисты) и "Беседу любителей русской словестности" (это архаисты, противники Карамзина). На самом деле, там всё было не так просто - Пушкин сам в итоге стал больше сочувствовать младшим архаистам, среди которых был, например, Грибоедов, а также всегда испытывал большое уважение к некоторым из старших архаистов, например, к тому же Державину.
В принципе оба направления были озабочены оздоровлением русского литературного языка, который считали чрезмерно усложненным и неестественным, но если карамзинисты больше интересовались легкостью и конструкционной ясностью языка, то архаисты главное зло видели в обилии неестественных для русского языка заимствований, прежде всего галлицизмов (как слов, так и грамматических конструкций и речевых оборотов). Карамзинисты и Пушкин были более снисходительны к ним ("мне галлицизмы будут милы, как прошлой юности грехи, как Богдановича стихи").
В этом смысле приведенный выше пример Державина не очень удачен - он относился уже к движению архаистов, которые (несмотря на название) на самом деле были реформаторами языка. То есть, Державин - это как бы на пол пути между "старым" и "новым" литературным языком. Если же хочется узнать, как говорили и писали в XVIII веке, то стоит скорее обратить внимание на Хераскова, Баркова, Кантемира, Дмитриева, Княжнина, Капниста или, даже лучше - Радищева. Его "Путешествие.." - отличный пример докарамзинской литературной прозы. Еще пример - дневники Греча, которые недавно издали, хотя он на самом деле уже находится под влиянием Карамзина, но все-таки слог его довольно архаичен. Также интересны в этом смысле Записки о русской истории Екатерины II и публицистика Крылова (в ней он более архаичен, чем в Баснях, в которых забавным образом довольно активно использует стиль Карамзина, столь горячо порицаемый в статьях и пьесах, написанных Крыловым на 10 лет раньше).
Так или иначе, к моменту появления в литературном мире Пушкина, новый русский язык был уже в большой степени сформирован в спорах карамзинистов и архаистов, Пушкин же вобрал в себя лучшее из обоих лагерей и, что в данном случае, возможно, даже важнее, своими гениальными трудами во всех областях - стихи, крупная поэтическая форма, драма, проза, публицистика, закрепил и популяризовал эти новые нормы, так что языком Радищева и Сумарокова писать стало уже как-то смешно и нелепо. Поэтому если до и во время Пушкина встречается еще довольно много пишущих "докарамзинским" стилем, то по сле Пушкина их уже практически нет. Пушкин не сколько сформировал новый русский язык, сколько отправил в архив старый.
а почему не "я памятник себе воздвиг"? это ведь было бы логично для сопоставления - один и тот же кусок из Горация ведь.