Моё мнение основано на результатах опросов старшеклассников о программе школьной литературе, об их отношении к русской классике и пр. По моим данным, абсолютное большинство школьников не читают основную часть программных произведений, уроки литературы не формируют интерес к чтению. Программа, основанная в основном на русской классике и практически не меняющаяся 80 лет, архаична, неинтересна современным школьникам, а потому не выполняет цели, которые перед ней поставлены - формировать читательскую компетентность, умение письменно излагать свои мысли, анализировать текст, и уж тем более воспринимать художественные особенности литературных произведений.
Поэтому изменить ситуацию к лучшему можно только изменив сам подход к формированию школьной программы и преподаванию литературы. Нужна вариативность программ, т.е. возможность для учителей формировать программу по собственному усмотрению, исходя из читательских интересов и уровня подготовки детей. Нужно приблизить содержание программы к интересам и запросам современных школьников (напр., многие школьники предлагают включить Гарри Поттера в средней школе и Ремарка и Брэдбери в старшей). Наши подходы будут гораздо более разумными, если мы сохраним ценность литературы, но перестанем считать её сверхценной.
Более подробно результаты исследования публикуются в группе в Фейсбуке "Проект Чтение молодежи России", facebook.com
Согласна с вами во всем, но это "вообщем" портит текст :(
Сейчас произведение "Война и мир" начинают проходить в основном в 10 классе