Я не верю в миссию и не верю, что кто-то имеет право от музыкантов требовать ее исполнения. Талантливый музыкант отчитывается перед одной инстанцией – перед Господом, который дал ему талант. Вот от него простирается какой-то волшебный серебряный шнур – так и в музыке, и в литературе, и в кинематографе. И музыканты, по моему опыту, они либо реагируют на ураганы внешние, либо реагируют на ураганы внутренние, которые происходят в их душах. И, конечно, абсолютная нелепица – требовать от последних реакций на окружающую действительность, какой бы чудовищной она не была.
Я вам приведу два примера: Дельфин и Земфира. Это, наверно, два самых пронзительных, отчаянных музыкантов нашего периода в истории. Но какой смысл требовать от Дельфина реакции на какие-либо внешние события? Он в каждой песне себя самого препарирует, снимает с себя кожу, рвет в лоскуты. То же самое и Земфира. Если для них это самое важное, если они обладают талантом рассказать о том, какие ураганы бушуют у них внутри, мы за это и должны быть им благодарны. И никто не в праве требовать от них писать остро-сатирический памфлет, это бессмысленно. А Андрея Вадимовича Макаревича, или Лешу Кортнева, или группу «Шкловский» – их волнует то, что происходит рядом, и они пишут об этом. Опять-таки, никому ничем они не обязаны. Они ответственны сами перед собой и перед Господом Богом.
Музыка сама по себе является социальной функцией. :) Точнее, набором функций.
Одни с её помощью самовыражаются, другие социализируются. Музыка нужна, чтобы стать кумиром толпы девушек или сплотить сторонников сильной руки.