Читать надо, как указано у того же Грибоедова, «с чувством, с толком, с расстановкой», и это верно применительно не только к технике чтения, но и к его процессу в глобальном смысле. Редкий случай, когда можно читать все подряд, как Плиний Старший, который не просто читал, но еще делал выписки, приговаривая, что нет такой плохой книги, которая хотя бы не была полезна хоть чем-то (у его племянника Плиния Младшего: Epist., III, 5, 10). Если Вы не Плиний и не имеете намерения написать новую «Естественную историю» в 37 книгах, то лучше руководствоваться советами Сенеки, который, порицая чтение многих книг, сказал: «кто везде, тот нигде» (Epist., 2, 2) и «важно не то, сколько у тебя книг, важно то, насколько они хороши» (Epist., 45, 1). Если читать без ума и без толка, то выйдет примерно то же, что случилось с пастором — героем байки бравого солдата Швейка:
«... Настоятель этот на старости лет принялся изучать святого Августина, которого причисляют к лику святых отцов церкви. Вычитал он там, что каждый, кто верит в антиподов, подлежит проклятию. Позвал он свою служанку и говорит: "Послушайте, вы мне как-то говорили, что у вас есть сын, слесарь-механик, и что он уехал в Австралию. Если это так, то он, значит, стал антиподом, а святой Августин повелевает проклясть каждого, кто верит в существование антиподов".— "Батюшка,— отвечает ему баба,— ведь сын-то мой посылает мне и письма и деньги".— "Это дьявольское наваждение,— говорит ей настоятель.— Согласно учению святого Августина, никакой Австралии не существует. Это вас антихрист соблазняет". В воскресенье он всенародно проклял ее в костеле и кричал, что никакой Австралии не существует. Ну, прямо из костела его отвезли в сумасшедший дом».
Ярослав Гашек. Похождения бравого солдата Швейка. Пер. П.Г. Богатырева.