Постмодернизм - это не конкретное течение в философии, а скорее общая культурная установка, связанная с отрицанием модерна, т.е. культуры Нового времени. Постмодернисты кртикуют модерн за эссенциализм, т.е. веру в объективные метафизические сущности, и принципиально тоталитарный характер, считая, что непосредственные корни тоталитаризма ХХ века были заложены в культуре XVIII - XIX вв.
Так, французский философ М. Фуко в своих работах анализирует появление своременных концептов психиатрии, тюрьмы, полиции - и показывает, как эти институты, сформировавшиеся в Новое время, изменили наше общество, заложив фундамент для тоталитарных режимов (например, карательная психиатрия в ХХ веке станет одним из любимых инструментов тоталитарных режимов). П. Файерабенд идёт в этом направлении ещё дальше и показывает в качестве такового инструмента саму науку (привет советскому марксизму - "единственной научной философии" - и не менее "научным" расовым теориям в нацистской Германии), настаивая на том, что разные модели научности должны конкурировать на рынке идей так же, как конкурируют, например, товары.
Постмодернизм - разновидность более широкого поля критики модерна, куда, помимо постмодернистов, ложится и религиозный фундаментализм. Но, в отличие от фундаменталистов, которые критикуют то же самое, но в качестве решениния предлагают вернуться в богоспасаемую первобытность и к родимому домострою, постмодернисты настаивают на необходимости двигаться дальше, к пост-современности.
Что это значит на практике? Точнее, что постмодернисты противопоставляют модерну? Это очень хорошо заметно у Фуко, когда рассматривает науку, философию или идеологию как совокупность "сеток" интерпретации. Все мы, рассуждает Фуко, созданы обществом, в котором живем. Общество выдает нам набор "сеток", через которые мы смотрим на реальность - начиная от самого языка, которым мы пользуемся, и заканчивая научными теориями и идеологиями. В этом смысле ни одна из них не отражает объективную реальность, но все являются лишь системами интерпретации, созданными для решения каких-то задач. Такой отказ всем существующим моделям в "объективном" характере является характерной чертой постмодернистского мышления.
Как полагали постмодернисты, подобный анализ всех возможных описаний реальности как неабсолютных, являющихся лишь "рассказами", "историями" о реальности (нарративами), но не самой реальностью, поможет избежать чрезмерной некритической привязанности к одной из них - которая угрожала бы стать тоталитарным и необсуждаемо истинным учением, будь то религиозный, научный или идеологический нарратив.
Суммируя, можно сказать, что постмодернизм стал реакцией на те объективные трудности, с которым в первой половине ХХ века столкнулся проект модерна. К этим трудностям относятся две мировые войны, формирование тоталитарных режимов, экологические проблемы и т.д. В той или иной мере эти же проблемы волновали большинство философов ХХ века, и ХХ век оставил нам три возможных ответа:
(1) постмодернизм - если мы считаем, что модерн изжил себя, и что нам нужно отказаться от "объективности" ради создания свободного общества через деконструкцию институтов модерна;
(2) возвращение к классическому проекту модерна, если мы считаем, что то, с чем мы столкнулись, это просто ошибки на пути, отход от проекта модерна, или трудности роста, которые следует преодолевать в рамках самого инструментария модерна (напр., у Хабермаса);
(3) фундаментализм, возвращения в уютное лоно до-модернового периода, где райские кущи и за тебя всё решено - популярность исламских террористических групп, равно как и фундаментализма в других религиях, связана именно с таким обещанием.
Направление в культуре 2-й пол. XX в., отвергающее основные принципы модернизма и использующее элементы различных стилей и направлений прошлого, нередко с ироническим эффектом.
Нимфоманка и мечтатели - это не постмодернизм. Триер и Бертолуччи никогда к этой волне не принадлежали