Это означает, что американская политическая система не может остановиться, что она вошла в фазу саморазрушения. Потому что Манафорт — знаковая фигура всей американской системы лоббизма. Это не «дело Манафорта», это «дело системы Манафорта». Вокруг Манафорта выстроена гигантская сеть взаимоотношений. В том числе и с людьми, которые играли руководящую в роль в предвыборных штабах Хиллари Клинтон и Барака Обамы. И если американская политическая система не может остановиться и начала поедать таких людей, как Манафорт, это означает, что она начала есть сама себя.
Манафорт обвиняется в махинациях в связи с контрактами, связанных с лоббистской деятельностью в пользу украинских властей в годы правления Януковича. Но взяли-то его не за другое. Взяли его в ходе расследования деятельности, связанной с предвыборным штабом Трампа. Расследование было про одно, обвиняют Манафорта в другом, а хотят показаний на Трампа. Вы меня извините, но это уже верные признаки 37-го года. Когда обвиняли в троцкизме, расследовали хищение, а хотели показаний на каких-нибудь партийных чиновников. И расстреляли по этому поводу много людей.
Это ухудшенная версия маккартизма. Потому что в маккартизме хотя бы было понятно, за что и кого. Были понятны ограничения, за которые все эти послевоенные репрессии Маккарти не вышли бы при любом раскладе. Тем не менее, они все равно выходили и пострадало много людей. Но были понятны рамки. А сейчас в американской политической системе рамки этой репрессивной деятельности абсолютно непонятны. И главное, что этот круг вовлеченных в репрессивную спираль постоянно увеличивается. Я думаю, что следующие, против которого будет направлено острие репрессий — это Тиллерсон у республиканцев. У демократов кто-то из окружения Подесты и руководства спецслужб, которых обвинят либо в связях с Кремлем, либо в еще каких-то манипуляциях. Совершенно ясно, что эта спираль не останавливается сейчас, и не видно признаков желания ее остановить. Если действительно заденут американские спецслужбы, тогда это будет уже совсем серьезно. Безусловно, есть основания для беспокойства, прежде всего, о судьбе институтов американской демократии.
Кстати, самый крупный системный кризис в американской истории — это был Уотергейт. А его, как потом выяснилось, раскручивали спецслужбы. Их деятельность привела к утрате контроля этими процессами. Но институты американской демократии сработали, и они ограничили распространение этого скандала. Но если эта спираль истерии, которую уже даже нельзя назвать «антироссийской истерией», начнет раскручиваться дальше и начнет подрывать доверие к институтам американской демократии, а это вполне реальный сценарий, тогда встанет вопрос о хаотизации политического процесса в США. Это приведет к резкому повышению значимости радикальных политиков и организаций, которые в последние 40 лет после Никсона были маргинальными.
Возможно. На все воля Возможного.
Надо платить налоги и соблюдать законы, а не прятать черный нал, полученный от всяких януковичей. Виолончели и президенты не спасут от карающей десницы закона.
Это означает, что кто-то очень сильно недооценивал своих оппонентов, ибо оппоненты сделав шаг назад, теперь медленно и уверенно делают два вперед. Трамп компашке пора начинать строить дачи возле Виктора Федоровича.