Нет никакой единой, универсальной сонграйтерской стратегии - все определяется либо индивидуальным стилем работы артиста, либо случайными и неконтролируемыми творческими иллюминациями (то, что мы называем словом "вдохновение").
В поп и рок-музыке довольно часто песня выстраивается вокруг простого и запоминающегося хука - будь то жесткий гитарный рифф (любой трек Deep Purple, Black Sabbath, Nirvana), будь то гармонический клавишный пассаж (вся отечественная эстрада), будь то яркий заимствованный сэмпл (Kanye West "Stronger", Madonna "Hung Up") или вовсе ритмический луп (фирменный прием певицы Bjork), который в дальнейшем усложняется, растягивается по хронометражу, получает более-менее пристойную аранжировку и не стыдную лирическую надстройку. Наиболее прогрессивная форма этого подхода - работа по "принципу либретто", то есть создание полноценной музыкальной темы и последующее наложение на нее литературной темы, которая пишется специально с учетом ритмических и эмоциональных особенностей музыки (например, группа "АукцЫон")
В ряде случаев музыкальная композиция вырастает из так называемой "рыбы" - короткого мелодического куска, не имеющего адекватного текстового сопровождения (обычно заменяется междометиями, фразами "ла-ла" или "на-на", а также разнообразной стихотворной ерундой и страшным сюрреализмом). Классический пример - великая песня "Yesterday", которую великий Пол Маккартни первоначально исполнял, используя откровенно идиотское двустишие "Ах, омлет, милее ножек твоих в мире нет" (позже на месте двустишия возникла каноническая строчка "Yesterday, All my troubles seemed so far away").
Иногда выходит наоборот - текст тянет за собой музыку. В первую очередь, это касается исполнителей с явными поэтическими и просто словотворческими амбициями. Например, в 1979 году Андрей Макаревич сочинил песню "Право", отталкиваясь от удачно обнаруженного каламбура "каждый имеет право остаться правым и не быть правым". По легенде, каламбур Андрею Вадимовичу подсказала его тогдашняя сварливая супруга, заявившая в одной из многочисленных бытовых ссор сакраментальное: "Я имею право!" В эту условно "поэтическую категорию" также попадают Юрий Шевчук, Константин Кинчев, Александр Васильев, Диана Арбенина и другие артисты, сколачивающие стадионные гимны из своих скромных версификаторских опытов. Особый случай - коллектив "Наутилус Помпилиус" и персонально Вячеслав Бутусов, исключительно плодотворно работавший с текстами выдающегося поэта Ильи Кормильцева.