Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Что музыканты пишут в первую очередь: музыку или слова?

Музыка
Максим Лешкович
  ·   · 21,2 K
социолог, журналист  · 29 сент 2015

Нет никакой единой, универсальной сонграйтерской стратегии - все определяется либо индивидуальным стилем работы артиста, либо случайными и неконтролируемыми творческими иллюминациями (то, что мы называем словом "вдохновение").

В поп и рок-музыке довольно часто песня выстраивается вокруг простого и запоминающегося хука - будь то жесткий гитарный рифф (любой трек Deep Purple, Black Sabbath, Nirvana), будь то гармонический клавишный пассаж (вся отечественная эстрада), будь то яркий заимствованный сэмпл (Kanye West "Stronger", Madonna "Hung Up") или вовсе ритмический луп (фирменный прием певицы Bjork), который в дальнейшем усложняется, растягивается по хронометражу, получает более-менее пристойную аранжировку и не стыдную лирическую надстройку. Наиболее прогрессивная форма этого подхода - работа по "принципу либретто", то есть создание полноценной музыкальной темы и последующее наложение на нее литературной темы, которая пишется специально с учетом ритмических и эмоциональных особенностей музыки (например, группа "АукцЫон")

В ряде случаев музыкальная композиция вырастает из так называемой "рыбы" - короткого мелодического куска, не имеющего адекватного текстового сопровождения (обычно заменяется междометиями, фразами "ла-ла" или "на-на", а также разнообразной стихотворной ерундой и страшным сюрреализмом). Классический пример - великая песня "Yesterday", которую великий Пол Маккартни первоначально исполнял, используя откровенно идиотское двустишие "Ах, омлет, милее ножек твоих в мире нет" (позже на месте двустишия возникла каноническая строчка "Yesterday, All my troubles seemed so far away").

Иногда выходит наоборот - текст тянет за собой музыку. В первую очередь, это касается исполнителей с явными поэтическими и просто словотворческими амбициями. Например, в 1979 году Андрей Макаревич сочинил песню "Право", отталкиваясь от удачно обнаруженного каламбура "каждый имеет право остаться правым и не быть правым". По легенде, каламбур Андрею Вадимовичу подсказала его тогдашняя сварливая супруга, заявившая в одной из многочисленных бытовых ссор сакраментальное: "Я имею право!" В эту условно "поэтическую категорию" также попадают Юрий Шевчук, Константин Кинчев, Александр Васильев, Диана Арбенина и другие артисты, сколачивающие стадионные гимны из своих скромных версификаторских опытов. Особый случай - коллектив "Наутилус Помпилиус" и персонально Вячеслав Бутусов, исключительно плодотворно работавший с текстами выдающегося поэта Ильи Кормильцева.

1 эксперт согласен
Контрабасист, бас гитарист, композитор, аранжировщ...  · 2 сент 2021
Кому-то удобно сначала слова, кому-то музыку. Все зависит от того, что предпочитает композитор/сонграйтер. И кстати жанр тоже много определяет. Сонграйтеры в основном под слова делают. Ибо сначала есть текст, а потом из... Читать далее
Ученица 9 класса, начинающий электронный музыкант  · 29 сент 2015
Это все сугубо частные случаи. Бывает так, что тебе приходят в голову слова песни, ты пишешь их, а затем в голову приходит музыка на эти слова. Бывает, что при написании/прослушивании музыки тебя внезапно озаряет на слова к... Читать далее
Первый
Младший ЕНОТ, учусь на кафедре ИВТ, немного шарю...  · 29 сент 2015
Вообще, все индивидуально. Многим певцам/певицам пишут музыку одни люди, а слова другие и не всегда они знают творения друг друга до "скрещивания" слов и музыки. Но лично по-моему опыту, легче писать слова на музыку. Когда... Читать далее