Пока лично я вижу задачу в полной вариативности программы и отсутствии жестких "обязательных" произведений.
Проходить нужно не определенных авторов и их произведения, а, например, жанры или книги определенной эпохи. Например, в какой-то момент должны быть исторические романы; сказки; детективы; пусть будет популярное фэнтези и фантастика. В классах по-старше подключать более современную литературу и более сложные жанры. Антиутопии, постмодерный сюр? Отлично! То же "Generation П" сквозь призму постмодернизма; "Парфюмер" Зюскинда тоже зайдет (хотя, может, он уже есть в программе?).
Пусть ученик сам решает, какое произведение на выбор он хочет читать; особенно это должно касатся стихов - пусть учат наизусть те произведения, которые им ближе. Окей, изучайте Пушкина, его не обойти; но параллельно дайте возможность не учить всем осточертевшее письмо Татьяны, а "социального" Пушкина или юмористического, у него там стихов на несколько томов!
Да, тогда сложнее устроить сам цикл уроков (раз каждый изучает свое). К примеру, каждый смог бы обсудить, что прочитал и что ему понравилось, поискать что-то общее и различное, сказать, что понравилось, а что нет (заодно развивая непринужденное общение и "ораторское искусство"). Кто-то расскажет, как прочитал "Хоббита"/"Властелина Колец" Толкиена, кто-то расскажет о Азимове и (какой ужас!) Кинге, а в классах по-старше устроят увлекательную дискуссию о "Песни Льда и Пламени" и различиями между книгами и сериалом (я даже сейчас люблю поговорить с друзьями на эту тему).
Пусть мои мечты немного утопичны. Мне катастрофически не нравились школьные произведения и я обычно читал то, что никак не связано с программой, а интерес к более глубокой литературе типа Достоевского у меня появился уже лет через 5 после окончания школы. Кто-то будет откровенно эксплуатировать эту систему и вообще ничего не читать. А много наберется учеников, которые читают полностью ту же классическую литературу, а не сокращенные пересказы?
Тут уже зависит от преподавателя, пусть рассказывает о книгах так, чтобы заинтересовать.
Могут же. Например, преподаватель рассказал о вообще не обязательном произведении "Шагреневая кожа" так, что я его читал с огромным увлечением, хотя книга не такая уж простая. Курс постмодерна в вузе нам так читали, что каждую книгу, о которой только были упоминания - я записывал и читал с упоением.
Короче, идея трудная, но реализовать ее возможно, были бы соответствующие кадры. Потому что навязывать затхлую классику, которая детям неинтересна, пока они читают Гарри Поттера и "Голодные игры" - вызывает наоборот отторжение к этой глубокой литературе в будущем.
Еще один пример - прочитать "Войну и Мир" я захотел только в 27 лет, когда прочитал много фэнтези-литературы и захотелось почитать более "исторические" баталии. Все эти любовные линии и интриги, странные поступки персонажей, большая война - на отлично зашло после Мартина :-)
Отличный ответ!
Евгений Онегин,Дворянское гнездо,Ревизор,,Горе от ума,Путешествие из Петербурга в Москву,Анна Каренина, Обломов, Герой нашего времени, Братья Карамазовы, Тимур и его команда,Тихий Дон.