Сначала скажу, что психология и религия, эзотерические учения, существенно отличаются в главном аспекте. В том, на кого возлагается ответственность за все происходящее. Религиозное мировоззрение перекладывает ее на бога, вселенную, высшие силы. Психология исходит из той посылки, что сам является ответственным за свое состояние, и может многое изменить, меняя собственные реакции. Казалось бы, это очень разные точки зрения, но ознакомившись с упомянутым мнением о прощении, могу сказать, что оно не вызывает у меня внутреннего протеста. И вот почему.
По Лазареву, агрессивная эмоция обиды – это попытка самозащиты; следовательно, если научить человека защищаться иначе, тогда обид в душе будет намного меньше. Допустим, человека обманули при покупке квартиры. Если он не знает, что предпринять, он будет переполняться обидой и ненавистью. Но если он знает законодательство, консультируется с юристом, с друзьями, что делать в подобных случаях, то его защита из опасных агрессивных эмоций превращается в систему продуманных действий.
Таким образом, речь идет не об отказе от реагирования, а о том, чтобы реагирование протекало в экологичных формах. К похожему призывает и психология, призывая сконцентрироваться на собственных ощущениях и сфере своего влияния.
Разными путями мы идем к одному и тому же. К тому, чтобы избавить себя от токсичного действия обиды, проработать ее и не увеличивать при этом общее количество зла в мире. Смысл отказа от обиды с точки зрения религиозного человека может быть в том, что среди нас никогда не было и не будет идеальных людей. Тот, кто оскорбил нас сегодня, по своей сути все равно остается Божественным. И еще в работе над собой. Суть прощения в психологии в том, что обида проработана, прожита, и в ней больше нет смысла, она не мучает человека. Так что совет перепоручить справедливость вселенной я считаю ценным, хотя бы для того, чтобы не свернуть на деструктивный путь. Но важно не забывать о том, чтобы и самому не устраняться от ситуации, а прорабатывать ее, но в конструктивных формах. Прорабатывать то, что происходит со мной. И религия, и психология, скажет одно и то же, но разными словами. Другой человек – вне моих границ, вне моей власти, вне моего права карать и миловать. Отказываясь от мести ему я могу обратить взор к себе, и это самое главное.