Самое главное, что Возрождение это всего лишь подражание античности. Возрождение, как его не воспринимай, это всего лишь переход от средневековья Высокого к средневековью Позднему. И реального гуманизма, еще в бинокль не видно.
Надо понимать, что человек античности открыт для поиска новых идей, с любой точки отсчета. Ни религия, ни законы полиса не могут остановить движение человеческой мысли. Человек античности, может в любое время поменять место жительства, богов и беспредельно философствовать, в избранной манере. Он может смело замахиваться на авторитет божественного пантеона, размышлять о тайнах мироздания, изобретать новые религиозные принципы.
Человек эпохи Возрождения, при всей широте взглядов - человек эпохи феодализма и пленник христианских догматов. Коридора шире пределов очерченных церковью, он не имеет. Вся широта взглядов персоны Возрождения умещается в узком пространстве, оставленном ему теологами, самодисциплиной прихожанина и самоцензурой добропорядочного христианина, Все эти добродетели въелись в него настолько глубоко, что на поверхности плавают только внешние атрибуты античного мировоззрения.
Я бы назвал эпоху Возрождения, первым веком высокой моды. Моды на античных философов, античное искусство и античную литературу. Изменилась манера письма в живописи. Но кого мы находим на полотнах того времени? Правильно! Матерь божью, святых угодников, мучеников и апостолов. Конечно они изображены в несколько расхристанной манере, но это все персонажи которые владеют сознанием человека той эпохи. Большинство мыслителей эпохи Ренессанса вставляя, совершенно не к месту в свои труды цитаты древних, считали себя великими риторами, монахи и священники, выдергивая из контекста и приспосабливая высказывания античных мыслителей, к христианской мистике, считали себя великими философами, а христианские политологи, на примере римских и греческих политиков, возвеличивали идеи абсолютизма. Человек античности взглянув в зеркало Возрождения, увидел бы там лиши свой тусклый образ, смутный совершенно безликий силуэт.