Согласно определению издания The New Yorker от 2009 года, это:
термин, которым описывают бизнес с нестандартными трудовыми отношениями (самозанятые, фрилансеры, проектные рабочие)
Иными словами, gig economy (как это называется в оригинале) - это такой тип трудовых отношений, когда сотруднику оплачивается не процесс (работа в офисе с 9 - до 18), а сам результат. Самым ярким примером такого типа отношений можно назвать отношения агрегатора Яндекс.такси и его водителей - по сути они:
- не имеют постоянного трудоустройства и могут параллельно работать в нескольких службах такси,
- оплата труда происходит по каждому факту выполненной работы (заказу), а не четкому графику дважды в месяц,
- отсутствуют соц.гарантии (то есть нет ни ДМС, ни страховки, ни пенсионных обязательств - этим работник должен заниматься сам).
Пожалуй, ключевым отличием от общепринятой модели здесь можно назвать только наличие различных бонусов и премий (за количество заказов и так далее), которые в обычной гигономике не принято использовать.
Сейчас к данному направлению чаще всего относят всех самозанятых, а именно: водителей такси, курьеров, мастеров по маникюру, парикмахеров на дому, ремонтников и так далее. В 2020г в США оценить рынок труда в данных отношениях в 93 млн человек (ссылка на
исследование), в России с самозанятыми пока негусто - всего 2 млн человек по данным ФНС, но стоит иметь в виду, что у нас данная сфера очень долго находилась в "сером" секторе экономики, а значит официально числилась безработными или на другой официальной работе, в реальности эту цифру точно можно удвоить.
В настоящее время данное направление трудовых отношений очень активно развивается особенно за счет коронавирусных ограничений и роста цифровых сервисов, где специалисты самых разных направлений (включая профессиональный консалтинг) могут предложить свои услуги или откликнуться на запросы пользователей и компаний.