Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Будет ли эффективным использование машинного зрения в ритейле?

Маркетинг+4
Юрий Корзин
  ·   · 9,9 K
Консультант по ассортименту и категорийному...  · 22 сент 2021
Не то, чтобы будет, а уже активно используется в MarTech и приносит компаниям море пользы ;-)
Начнем с того, что такое "машинное зрение" в целом. Для краткого понимания сути технологии можно использовать определение с Habr, согласно которому:
Машинное зрение - это научное направление в области искусственного интеллекта, в частности робототехники, и связанные с ним технологии получения изображений объектов реального мира, их обработки и использования полученных данных для решения разного рода прикладных задач без участия (полного или частичного) человека.
Как видно из самого определения, машинное зрение не является отдельной отраслью современных технологий, а является одним из элементов используемых технологий и алгоритмов ИИ, чье применение уже доказало свою эффективность в рознице (реальные кейсы обсуждались в вопросе по ссылке), а значит и эффективность этого элемента не вызывает сомнений.
Давайте подробнее рассмотрим как эту технологию можно использовать в ритейле. Основными направлениями можно назвать:
  • контроль доступности товара на полке,
  • определение траффика и пиковых нагрузок с целью уменьшить очереди и максимально эффективно направлять потребителей в магазине.
По первой задаче недавно компания X5 Retail Group совместно с резидентом "Сколково" Intelligence Retail провела тест в ряде магазинов, когда с помощью технологий распознования фото- и видео-потока распознавались товары разных категорий с целью контроля наличия на полках и корректности выкладки согласно планограммам. По данной технологии товар распознается по любым видимым атрибутам: форма, цвет, логотип, тип упаковки и цена.
По итогам тестов точность распознавания товара составила 93,7%, а формирование отчета на один стеллаж заняло всего 30 секунд! Потенциальную выгоду от такой технологии оценивают в районе 2-5% товарооборота за счет уменьшения out-of-stock (OOS, отсутствие товара на полке) и повышения точности выкладки (детали можно узнать по ссылке).
Около 5 лет назад подобные технологии применялись компанией P&G для оценки доли полки выбранных брендов в разных магазинах, однако контроль шел только по фото, а потому точность была существенно ниже, до уровня 85%, так что мы видим, что с дальнейшим развитием технологий интерес к данной технологии только возрастает.
По второй задаче "машинного зрения" компания X5 Retail Group также:
  • тестировала технологию отслеживания очередей на кассах по видео, в случае наличия более 5 потребителей на одну кассу - администрация зала получала уведомление о необходимости открыть новую кассу.
  • анализировала схемы передвижения потребителей по торговому залу на основании тепловых карт, которые помогают определить трафик, пути движения и наиболее посещаемые точки. Технологически использовались маячки типа iBeacon, система Wi-Fi и компьютерное зрение, камеры с возможностью распознавания образов
"приносит компаниям море пользы ;-)" как посчитать это море? Есть громкие статьи, фантастические решения, доходим... Читать дальше
Системный администратор компании-разработчика ПО   · 22 сент 2021
В продуктовом ритейле машинное зрение используется лет 15, не меньше. Основная задача которая решается всё это время - это контроль за махинациями кассиров на кассах. Технологии распознают товары и действия кассира в поле... Читать далее
1 эксперт не согласен
нет опыта в этой области, вопрос не про это.