Единственный способ, который я вижу, - смотреть, как изменилась работа человека в реальных задачах - боевых условиях. Так и делаю. Я преподаю английский, шахматы, мышление. То есть смотрю, насколько увеличился уровень игры, речевые навыки, решение реальных проблем. В последнем случае оценка сложнее всего, тк нет формальных критериев.
ROI - исключительно финансовый показатель, поэтому его нет смысла считать, если целью обучения не является генерация дохода. Если является, за основу берём сумму затрат на обучение и разницу в чистой прибыли до и после обучения, помноженную на ожидаемую длительность занятия этой деятельностью.
Например, человек зарабатывал 100к в месяц. Потом потратил на обучение английскому 400к и как следствие стал зарабатывать 200к. Ему 30 лет, то есть работать ему предстоит ещё примерно 420 месяцев. Разница в прибыли за весь период - 42 млн. Делим её на 400к, получаем ROI 105 (если в процентах - 10 500%). Это несколько условно, так как в случае неизучения английского его доход скорее всего тоже рос бы. Поэтому лучше ещё посмотреть средний рост зп в этой сфере и сделать поправку на него.