Данная проблема явилась объектом усилий американских психологов середины - второй половины 20 века. Особенно тщательно её исследованием занимались в русле педагогической психологии Дж. П. Гилфорд и Э. П. Торренс. В разработанных последним тестах оценки творческого мышления выявляется уровень развития дивергентного мышления (поиск множества решений одной проблемы).
В тестах 1966 года использовалось 4 критерия.
- "Беглость" - количество идей за определённый промежуток времени.
- "Гибкость" - количество категорий идей (использование кирпича в качестве ударного инструмента - одна категория идей, использование горячего кирпича в качестве нагревательного элемента - другая). Впрочем, в 1984 году Торренс отказался от данного критерия.
- "Оригинальность" - редкость (статистическая) ответов. Данный критерий предполагает формирование базы по сообществу (классу, школе и пр.) и сопоставление единичных данный со средними по базе.
- "Тщательность" - количество деталей в рамках высказанных идей.
В варианте 1974 года критерии (которые были названы им "нормами") несколько изменились: беглость, оригинальность, абстрактность наименований, проработанность идей и устойчивость к преждевременному завершению. Самих же критериев (по его терминологии) было выделено 15. Среди них: эмоциональное выражение, четкость формулировок при рассказе истории, движения или действия, выразительность названий, сопоставление неполных данных, сопоставление линий, кругов, неординарная визуализация, расширение или разрушение границ, юмор, богатство воображения, красочность воображения и фантазия.
В рамках Минесотских Тестов для оценки творческого мышления было выделено три категории заданий: вербальные задачи с вербальными раздражителями, вербальные задачи с невербальными раздражителями и невербальные задачи. Тщательно подобранные задания в рамках данных категорий до сих пор используются для количественной оценки креативности ребёнка.