Есть несколько аспектов, которые отличают. Скажу сразу, я не занимался изучением вопроса и чтением научной литературы. Я был учеником в 80-е и теперь у меня в семье два школьника и несколько студентов, за которыми я с интересом наблюдаю. Все выводы построены на не репрезентативной выборке ~ 10 человек.
Ученики 80-х жили в весьма простом общества. По сути у них было четыре будущих модели развития:
- Переход в рабочий класс. Не высокий уровень образования, но идеологически высокий социальный статус, быстрые деньги.
- Переход в инженерно-технические работники, учителя и т.п. Высокий уровень образования, социальный статус так себе, зарплата понятная и стабильная.
- Переход в научные работники. Высокий уровень образования, социальный статус зависит от уровня в иерархии, зарплата мизерная вначале и высокая при прохождении определенного порога. Достаточно высокий уровень личной свободы.
- Переход в партийные функционеры. Уровень образования не важен, главное активная социальная позиция в рамках официальных структур. Пионер-активист, комсомолец-член бюро/работник райкома, кандидат в члены КПСС, член КПСС - секретарь райкома партии. Социальный статус зависит от уровня в иерархии, зарплата не высокая, но есть всякие специальные льготы.
Ребенок 80-х выбирал одну из четырех моделей, но даже это он делал не самостоятельно, ему активно помогал социум. Если вас не брали в школе в 9-й класс, то вам прямая дорога в ПТУ и реализовывался сценарий №1 с теми или иными вариациями.
Современные ученики имеют гораздо более широкий выбор вследствие усложнения экономики и общества. Число современных моделей карьеры сложно посчитать. Во всяком случае мне не попадались работы на эту тему.
Соответсвенно у детей могут возникать два чувства:
- Чувство растерянности. Не понятно куда податься и что делать.
- Чувство открытых возможностей, которые можно и нужно использовать.
Самое невероятное во всей этой истории, что дети этот выбор делают и делают осознанно и самостоятельно.
В этом главное отличие современных школьников.