Добрый день!
Общая логика верная:
- Предварительный договор с задатком или авансом.
- Организация расчетов в банке (внесение покупателем денег за квартиру на аккредитив или номинальный счет).
- Подписание основного договора, передача пакета документов по сделке на государственную регистрацию.
- Завершение регистрации получение пакета документов после государственной регистрации.
- Раскрытие аккредитива, перевод денег продавцу.
- Передача квартиры покупателю с подписанием акта приема-передачи. Вместе с квартирой покупатель получает ключи и документы по эксплуатации квартиры (паспорта и акты поверки приборов учета, схемы разводки коммуникаций при их наличии, ключи от квартиры, калиток, почтового ящика, оконных "детских" замков, пульты от шлагбаума и пр., что согласовано с продавцом - мебель, технику, осветительные приборы, сантехнику и смесители и т.п).
Теперь о том, какие в этой логике возможны варианты действий.
Предварительный договор я бы рекомендовала подписать одновременно с соглашением о задатке - предварительный договор фиксирует условия сделки и достигнутые договоренности, а соглашение о задатке - факт и статус внесенных денежных средств.
Есть вариант внести продавцу не задаток, а аванс, который возвращается покупателю если сделка по какой-то причине не состоится. Если обе стороны согласны и готовы, то аванса достаточно. Если кто-то сомневается, то задаток сделку не удержит. При авансе меньше напряжения и документов - условие об авансе вносится в предварительный договор, оговариваются условия его возврата. Наличие предварительного договора оставляет сторонам право в судебном порядке требовать выхода на сделку в случае отказа продавца или покупателя. Как правило, этого не требуется если обе стороны согласны. В случае сделки с принуждением всегда есть риск оспаривания или отмены сделки, поэтому я считаю задаток избыточной мерой. Цель сделки - купить или продать квартиру, а не нажиться на задатке.
Нотариальная форма предварительного и основного договоров является обязательной только в некоторых случаях. Если в вашей ситуации участие нотариуса в сделке не требование закона, а желание сторон, можно подписать оба договора в простой письменной форме. Если же решили проводить сделку у нотариуса, тогда все верно - и предварительный, и основной договоры должны быть нотариальными.
Плюсы нотариальной сделки (даже если это не требование закона):
- нотариус проверит документы на объект и исключит риски оспаривания сделки;
- нотариус подготовит и заполнит договоры;
- удостоверит личности участников сделки;
- разъяснит сторонам обстоятельства и особенности сделки, убедится что все всё понимают и совершают осознанно;
- организует расчеты между сторонами, при необходимости и в пределах своих компетенций;
- отправит документы на государственную регистрацию и регистрирующий орган проведет регистрацию в ускоренном порядке, поскольку нотариальные сделки проходят в Росреестре минимальную проверку.
Есть мнение что нотариус несет дополнительную ответственность за сделку. На самом деле, основная ответственность лежит на тех, кто подписал договоры, то есть на сторонах сделки. Нотариус будет отвечать только в случае совершения ошибки, и это нужно будет доказать. Тем не менее, нотариус сделку облегчает, проводит глубокую проверку объекта и сторон. Если сделка нотариальная по желанию сторон, а не по закону, то вместо этого можно заказать сопровождение сделки риэлтором, либо обратиться в банк для проведения неипотечной сделки. У каждого из вариантов есть свои плюсы и минусы, но это всегда безопаснее самостоятельного проведения сделки.
При организации расчетов с участием банка нужно узнать про условия раскрытия аккредитивного или номинального счета. Не всегда это происходит без участия сторон. Часто в банк нужно предоставить документы, подтверждающие завершение регистрации. Узнайте это заранее и выберите какой именно способ расчетов и в каком банке вам больше всего подходит - у разных банков условия разные и есть несколько вариантов расчетов.
После завершения регистрации при нотариальной сделке документы предоставит нотариус. За дубликатом основного договора купли-продажи в будущем нужно будет обращаться тоже к нотариусу (в случае утери, например). Если заявление подавали в МФЦ (при нотариальной сделке это тоже возможно) - результат регистрации получать в том же МФЦ. При электронной регистрации (например, в банке) документы придут на электронную почту сторон.
Оплата цены квартиры обязательное условие сделки. Если аккредитив не раскроется, то Росреестр сделку аннулирует, поэтому заранее узнайте об условиях раскрытия аккредитива и выполните их. У покупателя обязательно должно остаться подтверждение оплаты - платежное поручение о переводе в случае безналичных расчетов или расписка о передаче наличных денег.
Второе обязательное условие сделки - фактическая передача квартиры. Подтверждение передачи квартиры это акт приема-передачи. Включите в акт все важные для покупателя условия - мебель, которую передают, встроенную технику, показания приборов учета на момент передачи, количество комплектов ключей от квартиры, ключи и пульты, и все остальное, что важно. Я в акт добавляю пункт о том, что стороны подтверждают выполнение всех условий основного договора купли-продажи.
Покупатель должен бережно хранить все бумажные и электронные документы со сделки (электронные в архивах и с файлами ЭЦП) - в дальнейшем они потребуются при продаже. Конечно, всегда можно запросить дубликаты и повторные документы, но если этого можно избежать, то лучше это сделать. Продавцу документы о продаже могут пригодиться в общении с налоговой инспекцией. Не факт, что такое общение будет, но лучше быть готовыми и тоже получить свой пакет документов после государственной регистрации.
Желаю вам успешной сделки!