Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Что такое спагетти-вестерн? И какие ещё жанры появились в Италии в 1960-1970-х?

КиноИстория кино+2
Ира Марголина
  ·   · 2,0 K
Лучший
Кинокритик, поясняющий за хоррор. Постоянный...  · 19 окт 2021  · hardcore-hegel.com
Италия на рубеже 1960-х и 1970-х переживала заметный взлет национального кинематографа, несмотря на то, что в нем сохранялся, пусть и не в самой жесткой форме, институт цензуры (которая, кстати, формально была отменена буквально на днях). К тому же, многие итальянские кинематографисты активно работали "на экспорт" - в соседних европейских странах - и нередко снимали фильмы в расчете на американский рынок.
Один из самых ярких примеров такого рода коллабораций - это как раз спагетти-вестерны. В широком смысле слова, спагетти-вестерн - это вестерн, снятый в Европе. Истоки термина восходят к журналистам, писавшим о возникновении в середине 1960-х целого ряда европейских фильмов, снятых в стилистике вестерна; говорили о "паэлья-вестернах", "макарони-вестернах", но со временем закрепился привычный сейчас ярлык "спагетти-вестерн" - из-за того, что большая часть этих проектов была снята итальянскими режиссерами. Здесь ключевой автор - конечно, Серджо Леоне и его трилогия о Человеке Без Имени ("За пригоршню долларов", "На несколько долларов больше", "Хороший, плохой, злой"), задавшая канон европейского вестерна на многие годы вперед.
Что касается прочих важных жанровых направлений, возникших в Италии того времени, то я бы выделил poliziotteschi (или, опять же, более обобщенно, Eurocrime) - жесткие и мрачные полицейские экшн-триллеры, в которых герой-аутсайдер противостоит криминальным синдикатам, коррумпированным полицейским или изощренному убийце-психопату. Истоки еврокрайма восходят к французским криминальным фильмам 1960-х и американским полицейским триллерам 1970-х, однако степень (и изобретательность) насилия в итальянских poliziotteschi заметно выше. В числе важных авторов этого поджанра я бы выделил Энцо Кастеллари и Умберто Ленци, и, наверное, Серджо Соллима, снявших такие фильмы как "Город насилия", "Револьвер" и "Почти человек".
И, конечно же, необходимо сказать о таком важнейшем направлении итальянского жанрового кинематографа как джалло (giallo), детективные триллеры (часто - с мистическим оттенком), сюжет которых обычно строился вокруг поисков таинственного серийного убийцы. Сам термин восходит к "желтой (gialli) литературе", разнообразным криминальным и эротическим триллерам, пачками выходившим в Италии еще до Второй мировой. "Желтой" она была названа из-за обложек характерного желтого цвета, которые позднее начали ассоциироваться с любыми триллерами вообще. С феноменом джалло связан расцвет итальянской школы хоррора, фильмы которой вдохновили огромное число режиссеров не только в Европе, но и в США - именно джалло, наряду со спагетти-вестернами, стали самым популярным продуктом итальянского киноэкспорта. Из наиболее значимых авторов я бы выделил Марио Баву ("Девушка, которая слишком много знала" - фильм, считающийся первым джалло; "Шесть женщин для убийцы") и Дарио Ардженто ("Кроваво-красное", "Суспирия").