Если понимать политику как общественные действия, то в широком смысле любое кино как искусство массовое связано с политикой. Фильм может многое внушить сразу большой аудитории, ведь его мир похож на настоящий и поэтому очень убедителен. Эта особенность не раз делала кинематограф инструментом политической борьбы. Кино может притворяться развлекательным и скрывать свою политическую позицию или прямо и открыто заявлять о ней зрителю.
Уже в Первую мировую войну военная хроника использовалась для подъема духа солдат. А молодое советское правительство после Октябрьской революции 1917 года оценило кинематограф как важное средство борьбы против капитализма и буржуазии и пропаганды коммунистических ценностей. Как сказал Ленин: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино». Советские киноавангардисты Дзига Вертов и Сергей Эйзенштейн верили, что искусство должно служить задачам общества. Поэтому их немые фильмы посвящены политическим деятелям («Александр Невский»), важным историческим событиям («Октябрь»), жизни простых рабочих («Человек с киноаппаратом»), матросов («Броненосец Потемкин») и крестьян («Старое и новое»).
Проявить политическую позицию в кино можно самыми разными художественными средствами. В финале фильма «Броненосец Потемкин» простые матросы побеждают офицеров царской армии и поднимают над кораблем флаг. Режиссёр раскрасил его красным цветом поверх черно-белого фильма, чтобы подчеркнуть через цвет связь победы с Октябрьской революцией и идеями коммунизма. Этот флаг стал одним из самых известных политических символов в кино.
С началом Второй мировой войны роль политики в обществе сильно выросла. Кино эксплуатировали в идеологических целях, образы врагов и героев, которые могут его победить вдохновляли простых людей и солдат на победу. Но для многих простых людей кинематограф стал возможностью ненадолго забыть о проблемах войны и верить в будущее. После войны в 1960-х появилось молодое политическое кино. Оно не скрывало свою идеологию, но требовало от зрителя выбрать свою точку зрения на происходящее в фильме. Для этого использовались особые художественные средства, они напоминали зрителю о том, что он смотрит фильм, а происходящее на экране – не правда, а вымысел. Эти молодые режиссёры вдохновлялись опытом советского киноавангарда.