Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Когда появилась кинокритика и о чем писали первые критики?

Можно ли провести границу между ранними откликами на кино в текстах писателей, публицистов и интеллектуалов, которые не занимались кино специально, и ранней кинокритикой как таковой? На что первые кинокритики обращали внимание в фильмах? Чем их тексты отличались от того, что пишут критики сейчас?
Кино
Маша Фесенко
  ·   · 638
Киножурналист, кинокритик интернет-портала Film.ru  · 20 сент 2021
Очень хочется написать, что кинокритика появилась одновременно с первыми кинолентами, но это не так.
Первые картины, как вы, наверное, знаете, были документальными - братья Люмьер фиксировали различные любопытные процессы и ситуации вокруг себя на пленку, а затем демонстрировали короткие киноленты публике. Очень долгое время кинематограф не выходил за эти границы, а появление первых игровых и постановочных эпизодов годами оставалось развлечением, на которое серьезные искусствоведы внимания не обращали. Даже первые издания о кино - Optical Lantern and Cinematograph Journal и The Bioscope, появившиеся в 1900-х - рассказывали читателям скорее не о содержании картин, а о технической части работы в новой индустрии.
Практически до начала 1920-х издания, писавшие о кинематографе, были поверхностными и относились к кино, как к незаслуживающей глубокого погружения форме развлечения. Журналы и газеты тогда ограничивались обзорами новинок и микрорецензиями - ровно как и сегодня, сто лет спустя. Это касалось и США, и Европы, и России.
О серьезной критике можно говорить лишь начиная с 1920-х - тогда эссеисты стали разбирать художественные достоинства выходящих картин, а не только лишь развлекательную сторону фильмов. Но и здесь подлинная критика долго находилась в опале, поскольку голливудские студии запросто могли транслировать любые выгодные для них тексты через подконтрольных им репортеров, обозревателей и журналистов. В СССР же искусство стало частью государственной идеологии, а следовательно критика "колебалась вместе с линией партии". Подлинно независимая глубокая критика в 1930-х просто тонула в потоке заказных статей.
Датой настоящего рождения кинокритики я бы назвал середину 1940-х, когда в Голливуде в процесс включились профессионалы: писатели-интеллигенты, глубоко понимающие искусство, способные уверенно сопоставлять литературу, театр и кинематограф, пишущие помногу, порой сложно и далеко не всегда понятно широкой публике. Вот из этого выросли затем все великие критики по обе стороны Атлантики, имена которых известны всем киноманам.