Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Где проходит грань реализма в сознании верующего ученого?

Многие, если не большинство, ученых в России верующие или неопределившиеся. Конечно, многое зависит от вектора научного познания: история, философия, теология, литература - здесь больше преобладает дух теизма, чем у биологов, генетиков, физиков. Но как люди с высоким уровнем рационального и критического мышления проводят грань, разделяющую призвание и веру? Может, кто-то расскажет, где она?
РелигияУченые+1
Александр Городничий
  ·   · 22,0 K
Психология, философия, религия, математика.  · 14 февр 2023
Эта грань проходит в сознании учёного в его мысли.
Был, у меня, недавно разговор с математиками о множествах. О проблеме определения самого понятия - множества. Все математики, протранслировав свои стереотипы и не имея более чего сказать, ушли в молчание. И разговор продолжился с одной психологом из Питера.
Это было здесь - на Кью.
В процессе общения с ней в поле моего сознания попали Начала Евклида. Из которых, позднее образовались аксиомы. Которые, как все знают, определяют "Евклидову геометрию".
Ну, аксиома - некая очевидность принятая на веру без доказательств. К слову о вере.
Так вот. В современных родных и зарубежных источниках пишут об этих аксиомах "Евклидовой геометрии" по разному. Но мы нырнём прямо в школу…
Ну, кто будет спорить, что есть прямая?!
И кто будет спорить, что прямая бесконечна?!
Вообще, учитель рисует, более или менее, не кривую линию на доске, и сообщает, что эта линия продолжается в обе стороны бесконечно - не имеет ни начала ни конца. И это - прямая.
Потом вводится понятие луча, который имеет начало, но не имеет конца. И он, от точки А длится в одну сторону бесконечно… И второго луча, длящегося в бесконечность в обратном направлении…
Понятие двух точек, через которые можно провести прямую, и только одну…
Мозг ребёнка в шоке.
Его, только что запутали.
И запутали - в чём и чем?
Прямая, как таковая, это, в действительности, объект без выделений. Она не обладает таким свойством, как быть бесконечной, или не иметь начала. И на ней нет выделенных точек. Она не имеет никаких размеров. Она совершенно  безмерна и неориентируема в себе. Меры не определены и нет направлений.
Но, как только вы выделили точку на прямой, то только с этого момента появилась бесконечность.  Ну, с появлением точки, которая становится началом двух лучей, которые имеют направление и начало и не имеют конца.
Но, вам только кажется, что луч бесконечен. Вернее, он - бесконечен, относительно размера точки - его начала. Но в каких категориях мыслите вы о бесконечности луча? В категориях точек? Нет!
Вы мыслите бесконечность луча, в категориях не заявленных единичных отрезков произвольной длины.
То есть, если вернутся к первоначальному заявлению учителя и его доске с линией нарисованной мелом - "..эта линия продолжается в обе стороны бесконечно - не имеет ни начала ни конца. И это - прямая."
В его заявлении уже есть и лучи и единичный отрезок. Но он про них не сообщил, а потом вам их раскроет. При этом, сам того не осознавая, что эти понятия скрыто уже представлены в его заявлении.
И, даже, если вы поняли это. Вы никак не сможете приписать прямой свойство бесконечности в обе стороны. Ибо это свойство луча с единичным отрезком - через две точки можно провести прямую и только одну.
Вам нужно выделить все точки прямой и от каждой начать откладывать бесконечность.  Вы пробовали выделить все точки прямой?
А это и есть - изначально заявленный объект, на котором нет выделений. Она выделена вся!!!
И бесконечность, существует относительно конкретной точки.
Которая, по размеру равна нолю. А остальное - бесконечность.
Хоть - относительно точки, хоть - относительно любого единичного отрезка… даже если ваш единичный отрезок бесконечен.
То есть, с появлением ноля, появилась бесконечность. А до этого момента - безмерность. Меры не определены. И это - прямая. Если это одномерный математический объект.
И вы, никакими средствами не можете изменить свойства этого объекта. Приписав ему результаты последующих рассуждений - выделений.
===================
Почему и как, вообще, возникают такие путанные рассуждения, с приписыванием абсолютному объекту свойств объектов относительных.
Дело в том, что рассуждающий изначально имеет психофизиологические ограничения. Вы, в том виде, в котором существуете, ну не способны выделить прямую всю сразу.
На доске нарисован отрезок, о котором вам нужно мыслить сразу, как о продолжающемся бесконечно в обе стороны. На самом деле, вам поставили две точки, через которые можно провести прямую, и только одну.))) Именно это начало рассуждения. А сама прямая - осталась за пределами вашего восприятия и понимания.
Это пример начал и начала геометрии. Как раздела математики.
И это показывает, что ваши рассуждения имеют обусловленность психофизиологией рассуждающего субъекта. И это, в данном контексте, назвали - геометрия. Как субъект воспринимает реальность, исходя из своих ограничений - границ.
==================
И теперь. Раз учёный не знает, что такое прямая, и даже не знает, что он этого не знает. То что, вообще, он может сообщить о Боге?! И что может утверждать о его наличии или отсутствии?! Если не понимает себя.
Он не знает и что такое - плоскость, как аналогичный объект, но в двух измерениях. И что такое трёхмерный аналогичный объект.
Но, зато, учёный, исключив себя из рассуждения о прямой, как субъекта, создал видимость объективности. И действительно, субъект же не включён. Значит - всё рассуждение "объективно".
Но, в действительности, то, что может претендовать на объективность, это то и тогда, когда субъект становится объектом рассмотрения, а не когда его исключают, но оставляют его субъективные рассуждения, которые называют объективными.
==================
И вот, есть вера в аксиомы, и есть вера в Бога.
А есть путь познания. Он может проходить в изучении своих, или чужих аксиом, как выстраивание теорем веры. Дабы понять, что из такой веры может получится. Или он может проходить в направлении изучения самих аксиом. Из чего и как они собраны, и какие ограничения выражают. И что лежит глубже них самих.
Поэтому, даже вера в Бога… ещё вас должна привести, через теоремы, к чему-то.
Но вам следует исследовать и ваши аксиомы веры в Бога. Дабы не утонуть в иллюзии того, каков Он. И исходя из чего вы вообще, в Него Верите. А не Знаете, что Он есть.
И так, можно идти наружу - следствий аксиом, и можно идти в глубину их причин.
И если исходить из того, что аксиома - принятое на веру, без доказательств, в силу некой очевидности. И, как мы видим, из примера с прямой, что - очевидность, ни Истины, ни Знания не выражает.
То, о каком "научном объективном знании" может идти речь?!
Ну, раз уж, разговор зашёл о гранях, границах… 
================
И… отсюда… стоит задуматься о свойствах Бога. Ну, раз уж, прямая не обладает свойством бесконечности. Но этим свойством обладает луч. То есть и аналог во времени.
То есть то, что есть Вечность, должно иметь начало. Мгновение отсчёта(аналог точки в пространстве, но во времени), для того, чтобы существовала Вечность. Но Вечность во времени, не есть предельный объект. Есть во времени аналог прямой(как и в 2-х и в 3-х мерах) в пространстве - Предбесконечность. Во времени - Предвечность.
И мыслить о том, что Бог Бесконечен и Вечен, это, лишь, мыслить о луче в пространстве и о однонаправленной стреле во времени.
Предвечность и Предбесконечность, это - присутствие везде в пространстве и присутствие везде во времени. Ибо если у Бога есть начало… то он, разве, Бог?!
Вечность, как и Бесконечность возникают в нём. Как и соответствующие им ноли, относительно которых Вечность с Бесконечностью существуют.)))
То есть Вечность и Бесконечность не есть абсолютные свойства, а АБСОЛЮТ скрыт за ними.
Тут, похоже, что философам, математикам, физикам… и верующим разных конфессий есть над чем подумать.
совершенно нелепый флуд про прямые, точки и т.п. являющиеся абстрактными понятиями, в рамках научной модели, через... Читать дальше
Русская Православная Церковь. Вера. Понемногу об...  · 9 февр 2023
Здесь секрет в том, что верующим человек становится, испытав опыт личной встречи с Богом. Для любого верующего Бог есть единственная Объективная и субъективная Реальность. Совершенная синергия абсолютной эссенции и абсолютной эк... Читать далее
1 эксперт согласен
Дмитрий. Т.
подтверждает
9 февр 2023
"Здесь секрет в том, что верующим человек становится, испытав опыт личной встречи с Богом". Вот то главное с чего... Читать дальше
Философия, богословие, история.  · 9 июл 2021
Настоящий ученый, ученый ВЫСШЕЙ ПРОБЫ, никогда не  будет говорить о грани между знанием и верой. Ибо во все, о чем мы самодовольно утверждаем "знаем", мы на самом деле ВЕРИМ. Верим с научной точки зрения. Что не только... Читать далее
1 эксперт согласен
Valery Timin
подтверждает
4 дек 2021
Доводы автора этого ответа соответствуют моим взглядам на веру и знания, как в области религии, так и науки. В... Читать дальше
Мои интересы лежат в области христианства...  · 5 июл 2021
Верующих учёных, действительно, много. Их было много в прежние времена, много и сейчас. И не только в России. Но, думаю, более подходящим ответом на Ваш вопрос будут слова нашего соотечественника профессора Сколтеха, РАН и МФТИ... Читать далее

Отлично написано-и я так же думаю

Философия, богословие, история.  · 7 февр 2023
Там  же где и у ученого атеиста. В месте где ничего нельзя доказать - а исключительно выбрать. Одну из двух  принципиально не доказуемых (естественно- научными методами) теорий структуры бытия.
Биолог. Специализация: зоология беспозвоночных...  · 7 июл 2021
Есть два способа познания мира - рациональный и иррациональный Для учёного - ОБЫЧНО, характерен рациональный тип мышления. Но это для учёного-естественника. Гуманитарные науки, не следующие, безусловно, научному методу... Читать далее
1 эксперт согласен

Отвечающий является объектом вопроса. Раскрытый ответ. Приведены аргументы.

Автор книги "Как остаться инженером в век искусств...  · 6 сент 2021
В точности по границе его профессионализма.
Там где он пользуется научным методом познания и не влезает на территорию веры.
"Голова - предмет темный и исследованию не подлежит"
Делаю проект "Справочник базовых навыков". Предлагаю заполнить форму по ссылке: Перейти на forms.gle/AUgJWTBEpNUbZPuN6
Кандидат биологических наук. Академик МАНЭБ. Дейст...  · 10 февр 2023  · orcid.org/0000-0003-0228-0387
А чем может помешать вера в бога научным исследованиям? Грегор Иоганн Мендель — чешско-австрийский биолог-генетик, монах-августинец, аббат. Основоположник учения о наследственности. Открытие им закономерностей наследования... Читать далее
К.б.н., Академик МАНЭБ, Дейст. член РГО Бутаков Е.И. Перейти на m.facebook.com
Хватит уже обесценивать образное мышление, его...  · 5 дек 2022
Согласно Леви-Брюлю, исследующему "первобытное мышление", и современному британскому психиатру Йену МакГилкристу, который 20 лет изучал томографические снимки головного мозга совместно со специалистами в области нейронаук... Читать далее
> Йену МакГилкристу, который 20 лет изучал томографические снимки головного мозга Не нашел ни одной научной работы... Читать дальше
Предприниматель — юриспруденция, менеджмент...  · 4 февр 2023
В сознании верующего ученого не существует общепризнанной границы между реализмом и верой, поскольку пересечение науки и религии является сугубо личным и индивидуальным делом. Для некоторых ученых их религиозные убеждения... Читать далее
Преподаватель начальных классов.  · 12 февр 2023
- Где проходит грань реализма в сознании верующего ученого? > Я бы таких позорной метлой гнал из науки за профнепригодность.  - Многие, если не большинство, ученых в России верующие или неопределившиеся. > Откуда статистика... Читать далее
я бы только уточнил, что само по себе боговерие не подразумевает профнепригодность.