Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему архитекторы и дизайнеры в большинстве потеряли интерес к скульптуре и стали использовать МАФы?

Искусство и культураДизайн+3
Александр М.
  ·   · 11,3 K
Архитектурный критик  · 13 дек 2021
Летом вышел целый номер журнала «Диалог искусств», в котором обсуждалась проблема искусства в городе: https://di.mmoma.ru/magazine?mid=3547&id=238&ymid=180&yid=3
Я для этого номера написал статью «Определение площади», в которой как раз пытался ответить на этот вопрос. Если кратко, то я пришел к таким выводам:
  1. Исторически скульптура в городском пространстве была связана с двумя задачами: зафиксировать что-то ценное для горожан (например, памятник какому-то известному, но обычному человеку), представлять государственную идеологию (памятник королю или Ленину).
  2. Существует так же четыре способа ставить скульптуру.
  • Первый — как мы ставим маленькие вещи у себя в квартире — где место есть и где удобно. Например, в древности статуи играли важную роль в процессиях. Они стояли там, где было удобно с этой точки зрения. Сегодня, когда процессий нет, мы часто удивляемся — зачем ставить статую на угол какого-то неприметного здания, почему не на площадь?
  • Второй — когда статуя должна играть роль акцента в ансамбле. Пространство, на котором располагается скульптура, рассматривается как геометрическая фигура правильной формы. Учитывается и объем — высота зданий, которые выходят на площадь. Скульптура должна быть определенного размера (высоты, объема, даже ее активность имеет значение), чтобы встать в нужном месте и композицию завершить.
  • Третий — в XX веке к архитектуре и пространству стали относиться иначе. Скорее, как к абстрактному искусству: игра объемов, масс, поверхностей фасадов, геометрий — вот, что стало важным. На западе соответственно стали относиться и к искусству в городе — оно тоже стало абстрактным. Теперь между скульптурой отношения уже не ансамблевые, а скорее фигуры и фона.
  • Но в СССР после войны решили совместить: архитектура пусть будет модернистской, скульптура — реалистической, все вместе пусть будет ансамбль, но с размахом современности. В результате возникли гигантские площади перед горсиполкомом с одиноким Лениным в центре.
  1. Что происходит сейчас (во всем мире, не только у нас).
Во-первых, нет одной идеологии и государства, которое хотело бы ее утверждать (я лично этому рад). И люди тоже часто меняются — приезжают, уезжают, умирают, меняются вкусы — то есть, они тоже редко становятся такими заказчиками скульптуры, как бывало раньше (есть много исключений, конечно).
Во-вторых, городское пространство в рыночной экономике трудно контролировать (что строится, когда, как выглядит), то есть, ансамбли не складываются.
Но как показал опыт (и этот вопрос), объект в городской среде — это полезная вещь. Это ориентир, переход от масштаба здания к масштабу человека и т.д.
И хороший маф, яркий, с характером, может, как-то связанный с историей места — выполняет эту функцию замечательно. И не «грузит» идеологией. А захочешь поставить памятник — сразу столько споров, почему этот, почему такой...
Спасибо за ответ
Инженер-проектировщик в сфере генеральных планов,...  · 10 дек 2021  · dzen.ru/teo_feo_greenhouse
Скульптуры, памятники и т.п. относятся к знаковым объектам и их размещение принимается и принималось не архитекторами-проектировщиками, а на уровне градоуправления или профильными департаментами. Данные объекты сами по себе... Читать далее
Хорошо не там где нас нет, а там где мы делаем хорошоПерейти на dzen.ru/teo_feo_greenhouse
2 эксперта согласны
Timur Khuade
подтверждает
11 дек 2021
Замечательный ответ
Архитектор. Преподаватель кафедры архитектуры.  · 11 дек 2021
Поддерживаю ответ Федора. Что касается уточнения автора про скульптуры городские, как элементы благоустройства, то, полагаю, что интерес к ним никуда не пропадал. И если есть возможность добавить в благоустройство интересный... Читать далее
Архитектура как философия мировоззренияПерейти на vk.com/tithink
2 эксперта согласны
Магистр МАрхИ, Факультет аспирантуры и магистратур...  · 26 сент 2022
Эти понятия в чем-то схожи, а в чем-то имеют принципиальное различие.  Скульптура представляет собой знаковый, как правило, единичный объект на территории например сквера. Она играет роль доминанты, скульптур может быть... Читать далее
1 эксперт согласен
художник, дизайнер, преподаватель  · 16 окт 2022
Полагаю, имеется в виду область архитектуры и ландшафтного дизайна? Я, хотя и работаю в области дизайна графического, попробую все же ответить… Можно предположить, что это происходит по двум основным причинам: субъективной... Читать далее
Инженер-проектировщик в сфере генеральных планов,...  · 12 дек 2021  · dzen.ru/teo_feo_greenhouse
Реконструкция ул. Пушкинской г. Ростов-на-Дону в 2000-2010гг. Тематические шары с элементами (заложены изначально. в период реконструкции были отремонтированы). (Между пр.Кировский и пер.Журавлева) Памятник высоцкому. Открыт... Читать далее
Хорошо не там где нас нет, а там где мы делаем хорошоПерейти на dzen.ru/teo_feo_greenhouse
Заморочились 👏🏽
Компания «Штарком» предлагает готовое решение...  · 28 сент 2022  · s-wall.ru
В последнее время в тенденциях дизайна  закрепился минимализм. Но современный минимализм это не минимум объектов и больше пространство, а скорее минимум деталей и простые формы, максимальное слияние с природой и при этом функцио... Читать далее