Если вы владелец дачного участка, то вам не нужно объяснять, что такое торфяники, глины и суглинки. На таких проблемных грунтах во время дождей или таяния снегов всегда скапливается огромное количество влаги. Несущие способности такого грунта ничтожны, поэтому при отсутствии грамотного водоотведения, подъездные дороги превращаются в кашу.
В большинстве СНТ проблема с плохими дорогами решается примерно таким образом. Садоводы скидываются и на собранные деньги заказывают услуги спецтехники, которая снимает раскисший слой грунта до твердого основания. На следующем этапе дорога засыпается наиболее доступным из
строительных материалов: кирпичным или бетонным боем, строительным мусором, песком, асфальтовым сколом и др., надеясь на то, что дорога станет крепкой и устойчивой.
Практика же показывает обратное — со временем, вся отсыпка уходит в грунт. Сначала начинается локальный ремонт, проходы автогрейдером и пр., но так или иначе, очень скоро ремонт необходимо повторять заново. Наверное уже пора понять, что данная технология строительства дорог не работает и что пора искать новые решения, но происходит то, что происходит.
На самом деле решение есть и оно довольно простое, хотя и требует дополнительных затрат — это геотекстиль. Этот синтетический материал укладывается на слабые грунты и выступает в роли барьера, который разделяет грунт со слоями отсыпки, препятствуя их постепенному смешиванию. Кроме того, геотекстиль как бы армирует основание и распределяет нагрузку на большую площадь.
Однако, геотекстиль это лишь часть крепкой и надежной дороги. Не менее важным при строительстве дороги являются все последующие слои, включая финишный. Основываясь на практическом опыте выполнения подобных работ, а так же советах различных застройщиков, на сегодняшний день можно говорить о том, что порядок строительства дачных и подъездных дорог выглядит следующим образом:
Плодородный грунт снимается до суглинка, не менее 100 мм.
Выполняется выемка грунта глубиной около 50 мм. Ширина выемки определяет ширину будущей дороги.
Укладывается геотекстиль плотностью 300 г/м2
Выполняется отсыпка песком, который необходимо утрамбовать. Слой песка не менее 100 мм. (Песок защитит полотно геотекстиля от повреждения краями щебня)
Укладывается георешетка с ячейкой 20 см. (использование не обязательно, но преимущества очевидны, а стоимость георешетки окупится экономией щебня)
Выполняется отсыпка бетонным боем (вторичный щебень) фракции 20-40. Высота отсыпки должна быть на 50 мм выше георешетки. Производится трамбовка. (кирпичный бой использовать не следует, т.к. он становится хрупким перенасыщаясь влагой)
Выполнить отсыпку гранитным щебнем с фракцией 5-20, который так же трамбуется для расклинивания предыдущего слоя щебня.
В качестве финишного покрытия может служить асфальтовая крошка или отсев, которые при трамбовке так же расклинят предыдущий слой.
Водоотводящие канавы по обочинам дороги или дренаж являются не менее важным элементом при строительстве подъездной дороги. В противном случае, застоявшаяся вода будет подмывать грунт под песчаной подушкой и дорога просядет.
Как видите, процесс более трудоемкий чем те работы, которые периодически происходят, но такая дорога будет крепкой и не разрушится через несколько сезонов. Если участок дороги требующий ремонта не очень длинный и затрагивает ваших соседей, то объединив финансы и усилия, сделать данную работу будет значительно легче.