Желание читать классическую литературу не может исходить от ученика в подавляющем большинстве случаев. Культура есть искусственно приобретаемое качество. Это всегда усилие умственное, постижение контекста, необходимость понимать себя, через понимание позиции автора. Так как классики - это люди в возрасте старше учеников в школе - их мировоззрение однозначно отличается по уровню восприятия жизни с настоящим мировоззрением старшеклассников.
Учитель должен "навязать", "заманить" в процесс изучения ситуации, созданной признанным автором, так как они, эти авторы задавали вопросы о жизни, которые рано или поздно настигнут каждого из нас. Их величие в способности выразить свою позицию с помощью законченного текста, акта мышления и понимания, акта передачи смысла. По уровню они выше учеников школы - поэтому за их уровнем придется тянуться - никакого удовольствия в волевых усилиях нет. А вот приращение и развитие есть. Даже на уровне простого ознакомления, пассивного вопроса, который может активизироваться в желание вернуться и перечитать тогда, когда потребность в решении вопроса появится.
Учитель, который дает шаблон и программный материал у меня не заслуживает ни одобрения, ни порицания. Он передатчик информации - вот и все. Если он таков - его попытки перекачать из "сосуда" в "сосуд" не значащие ни для кого ценности будут пассивно игнорироваться и маскироваться под изучение. Так всегда делали и будут делать старшеклассники для спасения себя от перегруза.
А вот если в жизни старшеклассника возникнет человек, который будет способен развернуть смыслы, раскачать старшеклассников на собственные вопросы к автору, к его героям, к их действиям - значит, в их жизни произойдет настоящая встреча с великими книгами. Что ж... повезло. И это не всегда учитель, иногда это кто-то из семьи, иногда читающий друг или человек-мастер, или учитель не литературы. А когда это учитель литературы - это событие.