Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
Учитель информатики, методист по информатике в Янд...  · 24 авг 2021

Как философы смотрят на школу?

В прошлом посте мы говорили о том, какими параметрами можно замерять школу: через субъектность ученика, образовательные результаты, гибкость программы и фокус обучения.
Я предложил свой взгляд на современную школу, но главный вопрос оставил на потом: а как может быть по-другому?
На этот, как мне кажется, мировоззренческий вопрос, есть как минимум пять ответов от философии. Если вы хоть раз слышали о том, что ученик должен стоять в центре образовательного процесса, сам должен выбирать, чему учиться, что знания должны быть практикоориентированы или наоборот, близки к академической рамке, если кто-то когда говорил о том, что нельзя просто вкладывать знания в головы учеников — то вы слышали отголоски разных философских подходов.
Я сделал для вас выжимку пяти из них по уже знакомым нам параметрам (местами они могут показаться утрированными) и добавил примеры того, как это живёт в жизни.
Эссенциализм
Субъектность ученика.
Учение — сложный и неприятный труд. Дисциплина и прилежание позволяют сконцентрироваться на результате.
Жизнь начинается после школы. Учитель — авторитет и наставник, он Взрослый и отлично знает логику своего предмета.
Предметные результаты.
Есть базовые, непреложные истины и моральные максимы, которые ученик должен усвоить. Есть эссенция знания, которую нужно усвоить, и эта эссенция — предметная.
Важно получить хорошую базу основных грамотностей.
Гибкость программы.
Интерес ученика не так важен. Важно усвоить золотое ядро дисциплин. Есть вполне фиксированный перечень учебных предметов, которые нужно изучить. Кроме них школа ничему учить не должна.
Фокус учебной программы.
Ученик должен стать гражданином с моральными принципами. Базовые предметные знания, которые нужно получить, уже определены задолго до нас.
Государственный стандарт знаний был бы отличной идеей.
Примеры реализации.
Эрик Дональд Хирш-младший и его Core Knowledge Foundation — некоммерческий фонд преобразования содержания образования в США. Основная цель фонда — увеличить объём предметных знаний в образовательных программах школ.
В этой же парадигме, кажется, смотрели на образование хорошие советские школы среднего и высшего образования, которые готовили профильных специалистов. По мотивам подготовки в одном из таких ВУЗов написана Vita Nostra, которая скорее про взгляд на такую систему изнутри, глазами ученика.
Перенниализм
Субъектность ученика.
Учение — сложный и неприятный труд. Интеллект — то, что отличает человека и животное. Сложные и неприятные упражнения должны развивать рациональное в человеке.
Учитель — авторитет и наставник, он Взрослый и отлично знает логику своего предмета
Предметные результаты.
Мы учим знанию, учение приводит к Истине. Есть пул текстов, которые нужно изучить, и именно вдумчивое изучение, работа с текстом позволяет получить знание.
Важно получить хорошую базу основных грамотностей.
Гибкость программы.
Школа — изначально искусственно созданное место, которое куёт из неокрепших умов людей. Образование универсально везде и для каждого. Его задача — научить знанию, а не мнению.
Фокус учебной программы.
Главное — работа с золотым стандартом текстов, ученик сначала должен стать Человеком и может начать жить уже после школы.
Примеры реализации.
Древнегреческая пайдейа — концепция того, как нужно обучить гражданина.
Мортимер Адлер, главный редактор “Энциклопедии Британики” с 1974 по 1995 год, его Центр изучения великих идей в Чикаго, и книги “Как читать книги” и “6 великих идей”.
Как будто о похожей парадигме работы с текстом говорит декан факультета социологии Шанинки Виктор Вахштайн в гостях у Савватеева (ссылка с таймкодом на 40:35).
Прогрессивизм
Субъектность ученика.
Интерес ученика — во главе угла. В учёбе важны интерес, вызов, азарт.
Мы не стремимся абсолютизировать интересы ученика, не делаем из них абсолютную ценность. Учитель стимулирует учеников к познанию и создаёт среду, в которой ученик реализует присущее каждому любопытство.
Учитель должен научить учиться.
Предметные результаты.
Важно развивать основные грамотности и научить учеников жить. Обучение проходит в группах, через разбор проблем и кейсов. Знание должно быть в первую очередь применимо.
Учебный материал даёт жизнь вокруг нас. Чтобы решить проблему, нужно смотреть на неё через призму разных дисциплин: глазами математика, физика, инженера. Мы используем знания разных дисциплин как инструменты, чтобы решать стоящие перед нами задачи.
Гибкость программы.
Программа адаптируется под текущую ситуацию в мире и вокруг учеников. Ученики вольны выбирать, что им изучать и какие проблемы из предложенных рассматривать.
Проблемы вокруг нас. Что найдём, с тем и работаем.
Школа — часть общества, и должна откликаться и адаптироваться под его запросы.
Фокус учебной программы.
Идеи и проблемы? Да.
Предметы и дисциплины? Нет.
Примеры реализации.
Философия Джона Дьюи.
"Спираль обучения" Митчела Резника, который дал миру Scratch и проект Computer Clubhouse.
Возможно, с этими идеями сильно пересекается философия школы НО “Апельсин”.
Социальный реконструкционизм
Субъектность ученика.
Ученик — угнетаемый элемент, который должен сбросить с себя цепи угнетения. Учитель — носитель системы угнетения и угнетательного мировоззрения, он по определению не сможет совершить этот революционный переворот вместо ученика.
Ученик — не копилка, в которую вкладывают знания, а Актор, деятель, который должен взять в свои руки ответственность за своё обучение.
Предметные результаты.
Важно научиться жить и решать вопросы. Жизнь вокруг полна несправедливости и страданий. Школа должна дать нам людей, способных эти проблемы решить.
Зачем тебе учебник по плаванию, если ты не умеешь плавать?
Гибкость программы.
Раз ученик сам определяет путь своего обучения, то и программа строится вокруг него.
Фокус учебной программы.
Старый мир полон догм и ошибок. Мир полон проблем, которые нужно решить: голод, национализм, потепление.
Примеры реализации.
Да, это довольно радикальная социалистическая теория. Её автор — Паулу Фрейре, его основной труд — "Педагогика угнетённых". Он занимался народным образованием и, как только ему дали попробовать, за 45 дней обучил 300 неграмотных работников сахарных плантаций читать и писать.
Экзистенциализм
Субъектность ученика.
Свобода выбора — главная и непреложная ценность. Учиться или нет — выбор ученика. Ученик может выбрать не учиться.
Учитель может задавать вопросы и направлять, сопровождать ученика. Но не руководить.
Предметные результаты.
Важно развивать базовые грамотности и научить учеников жить в изменчивом и противоречивом мире.
Важны не знания, а личность, которая за ними стоит.
Гибкость программы.
Ученик — сам себе проводник в своём познании. Он должен сам построить свою образовательную траекторию. Мы должны ему помочь узнать то, что он хочет.
Фокус учебной программы.
Мир полон страданий и неопределённости. Ты должен быть храбр и стоек перед ними.
Но иметь учебные предметы — почему бы и нет? Просто их круг будет шире, чем в обычных школах.
Примеры реализации.
Школа “Саммерхилл” Александра Сазерленда Нилла, основанная в 1921 году и работающая до сих пор. О ней есть много историй.
Туда часто переводят максимально сломанных и немотивированных учеников. В первый же день они получают право не ходить на уроки и не делать совершенно ничего.
Они могут пользоваться им бесконечно долго — одно из самых долгих ожиданий заняло около года. Но в конце концов даже самые запущенные ученики однажды присоединяются к общей деятельности других учеников — потому что видят, что они заняты интересным делом.
ООН одобрил Саммерхилл как оказывающую лечебное влияние на учеников.
Про неё снят фильм и много писали в русскоязычном интернете.
Образование+4