Мы продолжаем информативный отпуск! Спасибо всем, кто откликнулся и прошел наши опросы, результаты рассмотрим в конце. А сейчас погрузимся в различные теории обучения и постараемся разобраться, какая между ними разница.
Приглашаю вас на экскурсию, которую проведём от лица учеников, по 4 воображаемым урокам:
1. Первый урок больше похоже на силовые тренировки (5 подходов по 3 задачи, отдых и снова повторения). Мы четко знаем нашу финальную цель и движемся к ней четко по плану. Учитель часто проводит контроль знаний и поправляет наши ошибки, давая обратную связь на наши действия. Мы очень много отрабатываем материал и повторяем правила, решения задач, определения до тех пор, пока не отточим их до совершенства. Мы, как ученики, четко знаем, какой реакции ожидает от нас учитель, говоря ту или иную фразу. Учитель приветствует нас — мы встаём, учитель говорит: «внимательно послушайте» — мы замолкаем и внимаем каждому слову. Делая что-то правильно, мы получаем награду/похвалу/поощрение. Учитель для нас — главный и, возможно, единственный источник знаний. Мы подобны пустому сосуду, который необходимо наполнить, чистому холсту, на котором только предстоит что-то нарисовать, или губке, впитывающей знания, которые мы можем получить только от своего учителя.
Описанное отражает подход, называемый бихевиоризмом. Роль ученика в данной педагогической теории — пассивная (обратите внимание на примеры «сосуда»,«холста» или «губки»), а учебная мотивация в данном случае внешняя. Процесс преподавания строится на прямой передаче знаний и позитивном подкреплении, а обучение зачастую заключается в огромном количестве повторений, во время которых у ученика складывается правильная реакция на внешние раздражители. Также в этом подходе присутствует жесткая образовательная траектория, которая контролирует ученика во время каждого совершаемого им действия. Приводя примеры конкретных инструментов, свойственных бихевиоризму, стоит упомянуть «зубрежку», «лекции», и тесты с закрытыми ответами.
2. Учитель в нашем классе сосредоточен не на том, «что» мы учим, а на том, «как» мы это делаем. На занятиях он очень часто использует карты, диаграммы, инфографику и различные визуальные материалы, чтобы мы могли лучше запомнить информацию. Мы вообще очень часто работаем с информацией: анализируем, структурируем, преобразовываем, оцениваем. Еще наш учитель часто спрашивает нас про наш личный опыт, постоянно привязывает тему занятия к тому, что мы уже знаем, или к тому, что нам близко и интересно. Как ученики мы вправе ставить себе собственные образовательные цели, потому что это подталкивает нас самих к обучению.
Всё, что происходит в классе этого учителя, близко к когнитивизму, теории обучения, которая когда-то появилась в противовес бихевиоризму. Когнитивизм сосредоточен на том, как устроен наш мозг, восприятие, память, на первое место выходит именно сам процесс обучения, то есть то, как, по мнению ученых, он устроен. Роль ученика — активная, ученик часто ставит собственные цели и сам мотивирует себя на их достижение, то есть эта педагогическая теория предполагает внутреннюю мотивацию. Учитель обращается к разным способам работы с информацией: восприятие, воображение, обдумывание и даже оценивание. В приёмах, свойственных когнитивизму можно выделить: проведение аналогий и примеры из реальной жизни, дискуссии, классификация и установление связей между терминами.
3. На уроках этого учителя нам постоянно приходится искать информацию, что-то гуглить и после этого обсуждать. Мы стараемся критически оценивать источники информации и много обсуждаем то, что у нас получилось найти в интернете, а также связываем найденному с нашим собственным опытом и постоянно делимся той информацией, которую мы нашли, с другими учениками. Мы постоянно проводим исследования, а также составляем схемы того, как то, что мы узнаём на занятиях, связано с тем, что мы узнали до этого.
В описанном выше классе царит коннективизм — теория обучения, которая плотно связана с созданием интернета и технологиями. Одно из центральных понятий коннективизма — сеть, поэтому большое внимание уделяется взаимодействию учеников (часто в спонтанно организованных группах), а также не самой информации, а именно способам её поиска, оценки и связи с предыдущим опытом/знаниями. Ученики занимают активную исследовательскую роль, сообща создают знания, делятся найденными контентом и ресурсами. Хочется обратить внимание на то, что эта педагогическая теория с трендом P2P-обучения.
4. На уроках этого учителя мы постоянно что-то изобретаем и конструируем. На уроках нам часто приходится сталкиваться с проблемами из реальной жизни, для решения которых мы проводим исследования и создаем свои собственные проекты. Мы сталкиваемся с тем, что не можем решить поставленные задачи в одиночку, поэтому объединяемся в группы, проводим мозговые штурмы в поисках решения поставленных проблем, которые часто появляются из нашего собственного опыта. Иногда мы работаем в специальных программах-симуляциях.
Ученик в данной модели занимает активную роль, участвует в образовательном процессе и обладает как внутренней (через апелляцию к личному опыту и реальной жизни), так и внешней мотивацией, конструирует свой собственный образовательный опыт. Процесс обучения опирается на исследовательскую и проектную деятельность, предполагает развитие навыка решения реальных проблем. Темы учебного курса имеют размытые границы и, зачастую, образовательную траекторию определяет сам ученик. Тут же можно обратить внимание на то, что тренд “Иммерсивное обучение” опирается как раз на идеи конструкционализма.
А теперь вернёмся к опросам (
https://yandex.ru/q/article/chto_dlia_vas_glavnoe_v_protsesse_ca20058f/?utm_medium=share&utm_campaign=article). Абсолютным лидером в ответах стала “Связь тем обучения с реальной жизнью и реальными задачами, упор на большие идеи и проблемы”. Сегодня мы рассмотрели четыре используемых в современности педагогических теории, и поскольку их развитие связано с потребностями человечества и его актуальными проблемами, то совсем не удивительно, что они сходятся в том, что стараются так или иначе связывать образовательный процесс с реальным опытом учеников и работой в командах..
Какая из из теорий обучения вам понравилась больше? В следующем посте мой коллега Влад Акульшин расскажет о еще более широкой рамке, через которую можно смотреть на образование, а именно о педагогических философиях.