В прошлом тексте, посвященном мировому образовательному опыту, то и дело всплывали образовательные тренды и различные методологии обучения. Трендов много, в основе каждого лежат большие педагогические теории и годы исследований и измерений. При этом многие из образовательных трендов напрямую или косвенно связаны с развитием IT, с нашей с вами предметной областью. В данном тексте предлагаем рассмотреть технологичные образовательные тренды. Для облегчения восприятия они описаны в общих чертах.
1. P2P-обучение или сетевое обучение
С развитием интернета появилась концепция ”ты — newsmaker” (журналист), согласно которой любой человек, у которого есть телефон, потенциально может создавать новости и делиться ими с миром. Постепенно концепция преобразовалась в “ты — учитель” - каждый сейчас может создавать собственный образовательный контент. Развитием этой идеи мы обязаны в первую очередь бизнесу и корпоративному обучению (последние исследования показывают, что в компаниях внутреннее взаимообучение сотрудников стало преобладать над внешним). Еще одной предпосылкой для развития данного направления послужило постоянное снижение входного порога в IT (любой может сделать собственный онлайн-курс). Ответной реакцией рынка на эту тенденцию стало появление образовательных маркетплейсов, то есть рынков сбыта образовательного контента. Идея открытого горизонтального обучения, где пользователи могут обучать друг друга или, в нашем случае, обучающиеся обучающихся, называется peer-to-peer learning — или сетевое обучение. В качестве примера (к которому можно относиться по разному) можно привести платный сайт MasterClass, основная идея которого заключается в том, что профильные курсы ведут признанные мастера своего дела и знаменитости.
2. «Обучение вовремя»(JIT) и «Обучение назубок»(Bite-sized)
Когда обучающийся смотрит короткий ролик на Youtube, в котором объясняется решение конкретной проблемы, он, по сути, следует этим двум трендам. JIT-обучение напрямую связан с проектной методологией lean, то есть с
бережливым производством (это методология ведения проектов, в основе которой лежит постоянное уменьшение потерь ресурсов, в том числе — времени). В Bite-sized-обучении и микрообучении множество предпосылок из когнитивной и возрастной психологии (например, в психологии есть понятие “сhunk” — ломоть или кусочек информации, который просто усвоить обучающемуся, подробнее об этом можно узнать, пройдя вот этот курс, который доступен и на русском языке:
https://www.coursera.org/learn/learning-how-to-learn) с одной стороны, с другой - из анализа современных реалий, когда у пользователей не всегда есть полтора часа, чтобы прослушать фундаментальную лекцию. Важно понимать, что и
Bite-sized и JTI — это не просто короткие ролики или мини-курсы,
это любая деятельность, которая направлена на развитие какого-то ОДНОГО конкретного навыка или на решение ОДНОЙ учебной задачи. Иными словами, пятиминутный обзорный ролик по какой либо теме — не относится ни к JTI(потому что он нарушает принцип НЕизбыточности информации), ни к Bite-sized поскольку он раскрывает больше, чем одну учебную единицу. Пример реализации этих двух трендов — это ситуация, в которую нужно погрузить ученика, чтобы он понял, что ему нужно забить гвоздь и для того, чтобы забить гвоздь, он посмотрит видеоролик, где рассказывается только об этом.
3. Иммерсивное обучение
Многие актуальные и инновационные технологии, к сожалению, добираются до образования далеко не сразу. Но разработкой образовательного VR-контента занимаются уже сейчас, как IT-гиганты, вроде Microsoft, так и отечественные разработчики. Применение AR/VR/MR в образовании является частью иммерсивного обучения, то есть обучения с максимальным погружением. Речь не об обучении самой технологии VR или AR, но о применении этих технологий, обучении с их помощью.
4. Смешанное обучение
Смешанное обучение уже давно известно, однако карантин и пандемия дали новый толчок для развития этому направлению. Суть тренда в комбинирование очного и онлайн форматов в обучении. Причем пропорции, в которых вы смешаете эти две формы, целиком зависят от вас! Со смешанным обучением связано несколько моделей обучения, например, перевернутый класс, работа по станциям/лабораториям и другие.
5. Адаптивное обучение
Развитие этого тренда, как и в случае в VR/AR, связано с развитием технологий, в данном случае - нейросетей и искусственного интеллекта. Предпосылками послужили накопленные библиотеками онлайн-курсов(например,
https://www.coursera.org/) большие данные.
Реализация может выглядеть по-разному - как рекомендательный сервис с интересными для вас онлайн-курсами, как чат-бот в телеграмме, который скидывает задания оптимальной для вас сложности или как сайт, который выстраивает статьи для вас в определенной последовательности и логике.
Главной остается идея: “не пользователь должен подстраиваться под обучение, а обучение под пользователя”.Какие из образовательных трендов вам приглянулись?
Ну а про большие идеи и образовательные теории, которые легли в основу этих образовательных трендов и преобразовались с приходом технологий, поговорим в следующем посте.