Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
Методист Яндекс.Учебника по информатике. Методист...  · 15 июл 2021

Информативный отпуск — 1. "Как еще преподают информатику и используют технические средства и возможности в школах?"

В 2019 году вышла книга Александра Мурашева «Другая школа» (https://www.livelib.ru/book/1002965145-drugaya-shkola-otkuda-berutsya-normalnye-lyudi-aleksandr-murashev). В процессе её создания автор посетил множество школ по всему земному шару, чтобы попробовать ответить на вопрос: «Для чего сейчас нужна школа?». В этой подборке мы постараемся взглянуть уже, через призму информатики и обзорно рассмотрим различный мировой опыт, постараясь ответить на вопрос: «А как еще преподают информатику и используют технические средства и возможности в школах?».
Пристегните ремни, начинаем наше путешествие!
  1. Начнём с далекой Innova Schools в Перу ( https://www.innovaschools.edu.pe/). В основу этой школы легли идеи смешанного обучения, которые создатели постарались использовать по максимуму. В классах ученики преимущественно работают в группах над созданием больших проектов, в течении которых ученики совершенствуют свои навыки сотрудничества, исследования и решения задач. Это занимает 70% учебного времени. Оставшиеся 30% ученики проводят в оборудованных компьютерами лабораториях, проходя онлайн-курсы, которые позволяют получить знания, необходимые для реализации проектов. Обучение персонифицировано и ученики проходят его в подходящем для себя темпе. Такое соотношение времени наталкивает на мысль об образовательном подходе «Час гениальности», в рамках которого ученики 80% времени работают над общими учебными проектами, а оставшиеся 20% уделяют созданию и развитию своих собственных проектов.
  2. Из солнечного Перу перенесемся во Французскую «Школу 42» (https://www.42.us.org/), в которой идею удобного для ученика темпа освоения программы развили до абсолюта. В этой школе нет привычных всем вещей - например, классов, учителей или расписания. Зато есть «Holy Graph», то есть, «святая карта», которая геймифирует процесс обучения и помогает в нём ориентироваться ученикам. «Святая карта» предлагает ученикам основные и дополнительные задания. Успешно справишься - получишь очки опыта, которые откроют тебе новые задания и умения. Отбор в эту школу состоит из нескольких этапов и весьма труден. Необходимость отбора обусловлена второй большой идеей, которая лежит в основе идеологии школы: p2p или сетевое обучения. Все ученики зачастую находятся в одном большом пространстве, где они могут обмениваться идеями и совместно придумывать решения задач. Часто после обучения в этой школе ученики очень быстро устраиваются на работу по профессии.
  3. Над похожей задачей работает и мировое сообщество школ P-Tech (https://www.ptech.org/ru/), одна из основных задач которой — сокращение разрыва между обучением и трудоустройством студентов. Школа сотрудничает с множеством компаний в различных технологичных областях и предоставляет студентам, так называемые roadmap-ы (дорожные карты) по развитию в различных IT-направлениях от «Искуственного интеллекта» до «Квантовых вычислений». По мере прохождения курсов ученик может зарабатывать себе бейджики, а так же погружаться не только в технические аспекты, но и развивать метапредметные умения и подходы, которые могут пригодится ему в реальной жизни.
  4. Идея «применимости» знаний в реальной жизни также легла в основу существующей, но таинственной школы Ad Astra School (к сожалению, у неё нет открытого сайта), так же известной как «Школа Илона Маска». Про образовательный процесс в этой школе мало что известно, однако можно выделить основные приёмы, которые там используются: проектное обучение, сложные открытые вопросы, моделирование различных ситуаций и работа с кейсами, а так же особое внимание к развитию метапредметных навыков, таких как креативность, критическое мышление, коллаборация и коммуникация (То, что обычно называют 4К).
  5. Навестим последний пункт нашего путешествия - школу имени знаковой для IT-мира личности — Стива Джобса (к сожалению, открытой ссылки на неё тоже нет). В этой школе тоже нет учителей в привычном понимании этого слова — к каждому ученику прикреплен личный тренер, который помогает ученику составить план развития на определенный срок. В этой школе каждый ученик получает в пользование личный ipad, который использует для поиска информации и выполнения домашних заданий (часто это личные проекты и презентации).
Какая из этих школ вам понравилась больше всего? В какой из них вам захотелось побывать, чтобы воочию увидеть образовательный процесс? А может, вы хотите дополнить наш список? Будем рады расширить наш список с помощью крутых комментариев!
Я слышал про крутой кейс из калининградской Школы Будущего. Там вводили индивидуальное расписание для учеников:... Читать дальше