В ночи прочитала большую статью-портрет, или, как принято говорить в медиа,
профайл Марты Аргерих, написанный Тимом Пэрри для сайта «Граммофон» и опубликованный летом 2021-го, к 80-летию великой пианистки.
Спасибо Алексею Мунипову @fermate за наводку на этот текст, там есть потрясающие наблюдения близких, соратников и учеников Аргерих, которые открыли её для меня с совершенно неожиданных сторон. Чего только, к примеру, стоит момент, когда совсем юная Марта перед выходом на сцену молится о том, чтобы, если она совершит хоть одну ошибку, она умерла на месте. И это в послевоенной Аргентине! Страх сцены, кстати, преследует её до сих пор. Или рассказ дочери пианистки Лиды Чен о плюшевом медвежонке Паддингтоне, подарке от другой дочери, Стефани, который должен защищать маму в путешествиях. Мишка почти развалился, но Аргерих таскает это сокровенное сокровище за собой по всему свету уже добрую четверть века. В общем, отличный текст, не проходите мимо.
Пока читала сама, слушала некоторые упоминаемые в тексте произведения, в частности «Ночные видения» Равеля, записанные в амстердамском «Консертгебау» в конце 1970-х, и «Сонату ре минор» Скарлатти. И вот второе движение в
сюите Равеля произвело на меня просто ошеломляющее впечатление: ночь, густой снег укрывает город и эта музыка.