«Istanbul (Not Constantinople)» — великолепный
свинг-шлягер, записанный в честь 500-летия падения Константинополя и остроумно обшучивающий переименование города в Стамбул. Спасибо Полли Джин Харви за эту песню.
С начала пандемии Харви выпускает демо-двойников своих студийников и уже дошла до восьмого альбома в дискографии — элегии с привкусом пепла под названием «Let England Shake». Если вы в принципе интересовались творчеством Пи Джей или читали какие-то интервью с ней (из тех времён, когда она соглашалась на интервью), то знаете, что фундамент её музыки — блюз, эстрадная песня середины века, классика джаза, рокабилли и рок-н-ролла. В её песнях часто можно не просто угадать источники вдохновения, но услышать их — Харви виртуозно встраивает нужные ей сэмплы в контекст своих песен. Например, «The Ministry of Social Affairs» с её последнего на сегодняшний момент студийного альбома «The Hope Six Demolition Project» разгоняется с сэмпла из «That's What They Want» Джерри Маккейна: мы буквально слышим, как из одной фразы она вытаскивает свою песню, но заряжает её в том числе энергией и эмоцией блюза середины 1950-х.
Заглавная песня с «Let England Shake» сделана примерно так же: в начале ставшей недавно доступной
демки мы слышим рефрен «Istanbul (Not Constantinople)»: «So, take me back to Constantinople / No, you can't go back to Constantinople», — потом фразу подхватывает автоарфа Харви… и это уже совсем другое настроение: «The West’s asleep. Let England shake, / weighted down with silent dead. / I fear our blood won’t rise again». Не вернуться в Константинополь (и, хочется добавить тут же, не повесить уж щит на врата Царьграда) — фантастика.
Но самое, на мой взгляд, крутое даже не это. А то, что через шутливый шлягер канадского квартета The Four Lads, записанный в честь 500-летия падения Константинополя и остроумно обшучивающий переименование города в Стамбул в 1930 году, Харви приближает к нам тот самый исторический контекст. «Let England Shake» — это ведь вообще-то отпевание империи.