Координатор отдела инклюзивных программ Музея... · 19 апр 2022
Игры и мастер-классы про разнообразие
Хотим рассказать немного про то, как с помощью мастер-класса или игры можно поговорить с детьми про разнообразие и инклюзию.
Центральная идея — обсуждение разного опыта восприятия и старт диалога про то, какие мы все разные и как важно учиться быть бережными к разному опыту. Мы делимся частичкой собственным наработок, которые придумывались и проводились коллегами.
Идея №1 Тактильность и наш опыт
На мастер-классе можно попробывать познакомится с пространством (школы/музея/квартиры) необычным способом - на ощупь, (можно ходить в повязках) понаблюдать, какие материалы окружают нас в разных пространствах и какой фактурой они обладают, а также поразмышлять вместе как это влияет на наши ощущения в пространстве.
На практической части мастер-класса каждый участник создаст свой тактильный образ этого пространства в коробке, заменяя реальные фактуры здания неожиданными материалами. Например, шишкой! См фото!
Результат: у нас есть небольшие коробки с отверстием, внутрь которого можно запустить руку. Внутри - приклеены ко дну или стенкам разно-фактурные материалы. Запускаем руку внутрь коробки - нащупываем “тактильный” образ нашего пространства. Коробка снаружи может быть украшена/разрисована.
Рекомендуем использовать природные материалы типа коры (кора,веточки, листики), гофрокартон, бархатную бумагу, разную ткань, ленточки, сетка, металлизированный скотч, пластиковые детальки, бумага, калька, монетки, гайки, и другие разнообразные по фактуре предметы, маркеры и цветные карандаши.
О чем можно поговорить в рамках игры про разнообразие?
Говорим про противоположности нашего опыта что чувствуют другие? Какие эмоции и ощущения соседствуют рядом друг с другом (гладкое - шершавое, теплое - холодное, и т.д.) Влияет ли цвет? влияет ли форма на наше восприятие? Почему?
Идея №2 Квест по разным способам коммуникации (здорово, если получиться разработать квест совместно с носителями опыта или людьми из сообщества)
Центральная идея:
Как люди понимают друг друга? Через язык - язык письменный, язык прикосновения, язык устный, изучая иностранные языки.
Идеальное кол-во участников 10 (можно смешивать людей из разных классов/ возрастов)
Стоит разработать задания, которые позволят вам лучше разобраться в тех языках/системах записи, которые используются в мире, чтобы понять друг друга, узнать те барьеры, с которыми сталкивается человек с инвалидностью и как их можно преодолеть.
Например, выбирается несколько локаций в классах/музее:
Локация 1 изучаем шрифт Брайля - говорим о том, как он появился и что с его помощью читают незрячие люди. Эта система письма была придумана французом Луи Брайлем в 1824 году. Он сам был незрячим. Интересно, что разработанный им алфавит практически одинаковый во всех странах, где используется. Даже в Японии и Китае используют те же символы, что и в России или Америке. Местная письменная система просто накладывается на придуманный Брайлем алфавит. Можно зашифровать место следующей зоны на шрифте брайля и предложить участникам расшифровать ее и переместиться.
Локация 2 Изучаем понятие тифлокомментарий, говорим о том, что вы узнали про письменный язык, который используют незрячие. Но намного важнее уметь говорить. На самом деле, объяснить человеку, что где находится и как что выглядит непросто. и пробуем с участниками по парам: один с закрытыми глазами, другой с открытыми описать друг-друга в команде и
Локация 3
Изучаем в тишине жесты из жестового языка (здорово, если у вас найдется носитель языка), но базовые жесты можно найти на сайте https://www.spreadthesign.com/ru.ru/search/, находясь в наушниках с музыкой. Можно изучить очень простые жесты: "Здраствуйте", "Спасибо", "До свидания", "Рад встрече!"
Затем задание на коммуникацию: в тишине и в темноте, попробывать сообщить друг-другу закодированное послание написанное на листочке на русском языке на другом, новом способе коммуникации про который вы только что узнали.
Также можно добавить локацию про дермографию (письмо по очертанию букв на ладони, которыми иногда пользуются слепоглухие) или локацию про easy to read — попробывать написать пару предложений простыми словами, все рекоммендации можно найти на сайте http://www.inclusion-europe.eu/easy-to-read/
Итоговый разговор стоит посвятить о том, что чем больше способов и инструментов коммуникации знает человек, тем разнообразнее и шире может быть его круг общения и взаимодействия!
Какие еще идеи вы можете предложить? Пишите в комментарии!