Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
Сотрудница отдела инклюзивных программ Музея совре...  · 7 апр 2022

Почему в музеях негде присесть?

На обложке рисунок английской художницы Шеннон Финнеган из серии Do you want us here or not ("Вы хотите нас здесь видеть или нет"). 
В 2018 году Шеннон начала работу над этим проектом, расставляя в музейных пространствах скамьи и стулья, на которых написаны короткие критические замечания про неудобство музейных пространств. 
"Из-за этой выставки я весь день на ногах" 
"Здесь не хватает мест для сидения"
"Эта выставка заставила меня стоять слишком долго"
"Я бы предпочла присесть"
"Я лучше сосредотачиваюсь сидя. Присядьте, если согласны"
И другие высказывания о том, как музейная архитектура игнорирует потребности людей,  появлялись в самых разных местах, снова и снова напоминая о том, насколько далеки бывают общественные пространства от потребностей этого самого общества. 
Давайте попробуем разобраться, почему вообще в музеях существует столько ограничений.
Конечно, во-первых, это связано с тем, что главной задачей музеев долгое время было хранение материального культурного наследия. Ведь если бы можно было трогать редкие скульптуры или бегать среди многовековых полотен, вряд ли бы музеи справлялись с этой задачей – для сохранения необходима некоторая строгость. Безопасность требует соблюдения правил, так?
Во-вторых, музеи создавались как пространство интеллектуального, светского, закрытого, и совсем не были пространством доступности и равенства. К тому же, они принадлежали, как правило, частным лицам или семьям – то есть, публичность и открытость стали ценностями музеев сравнительно недавно. 
Как это все связано с местами для сидения? 
На самом деле, если просто сказать, что вы ждете всех в своем пространстве и будете всем рады – вряд ли к вам сразу придут большие потоки гостей. Современные музеи прикладывают очень много усилий для того, чтобы к ним действительно приходили люди и чувствовали себя комфортно. Одним из инструментов в этом деле является (отчасти утопическое) понятие универсального дизайна – доступного и удобного для всех. Если мы говорим о музеях, то это про необходимость продумывать программы и пространства таким образом, чтобы ими могли пользоваться самые разные люди. 
Ведь наличие мест для сидения в пространстве выставок удобно для всех без исключения – и для семей с детьми, и для тех, кто любит подолгу ходить и рассматривать работы, и для пожилых людей. 
Рассмотрим пример. Практически каждая выставка в музеях начинается с так называемого волл-текста – большого описания темы экспозиции от кураторов. Обычно это объемный и плотный текст в 6-8 абзацев, который занимает одну из стен. 
На фотографии можно увидеть текст к одной из выставок, которые проходили в Гараже – "Ткань процветания".
Сколько примерно времени у вас ушло бы на то, чтобы прочесть подобный текст? 
Какова вероятность, что вы бы не стали этого делать? 
Что бы вы сделали, чтобы на вашей выставке посетители остановились и задержались у описания?
Помимо других ответов на последний вопрос, возникает следующий: можно поставить место для сидения рядом с текстом. Таким образом, человеку появляется возможность остановиться и сделать то, что вы от него ожидаете, в комфортном режиме. В каком-то смысле, думая о том, как человек будет перемещаться в вашем пространстве, и уделяя внимание его потребностям, вы проявляете заботу о нем. В этом и состоит инклюзивная оптика.
Напоследок хочется рассказать о классной инициативе Museum Seats. Авторы собирают архив музейных лавок, кресел, стульев и диванов и публикуют примеры в социальных сетях и комментируют их. В описании аккаунтов указано: "Важная хроника хороших, плохих и ужасных мест для отдыха в музеях и галереях". Вот несколько изображений оттуда: 
Искусство и культура+3