Вы же, наверное, ни раз обращали внимание, что всю нужную нам информацию мы идем искать в Интернет и даже используем для описания этого действия чудесный глагол «загуглить». Но так ли легко на самом деле найти нужную информацию? Дело в том, что сложный поиск - это не единственный барьер, с которым может столкнуться пользователь. Зачастую при проектировании страниц сайтов разработчики упускают из вида большее число потенциальных пользователей, из-за чего сайт попросту оказывается недоступным, в том числе для людей с инвалидностью. Вы когда-нибудь задумывались, как пользуются гаджетами незрячие люди? Все ли пользователи могут воспринять информацию в аудиоформате? Насколько шрифт на сайте контрастен, чтобы его было легко прочитать?
Давайте по порядку.
В апреле 2020 года вступил в силу новый
ГОСТ для цифровых ресурсов. В нем были закреплены требования доступности для людей с инвалидностью.
Разбираемся, что это за документ и какие принципы и положения в нем содержатся.
- Документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции (товаров, работ, услуг), если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
2.Применение национального стандарта является обязательным для изготовителя и (или) исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту.
Другими словами, вы не обязаны следовать требования стандарта, однако вы всегда можете опираться на него, если вы стремитесь к доступности!
Теперь об основных положениях:
Во-первых, уровни доступности могут быть А, АА и ААА. Мы опишем только решения наивысшего уровня доступности ААА.
- Информация должна быть представлена в таком виде, в котором пользователи могут ее полноценно воспринять.
Другими словами, если вы предоставляете медиаконтент в аудио- или видеоформате, то вы должны его адаптировать или иметь альтернативный доступный контент.
Согласно уровню AAA, необходимо сделать следующее:
_Перевод на жестовый язык;
_Расширенный тифлокомментарий (описание визуального контента).
- Необходимо создавать контент, который можно адаптировать без потери информации.
Например, если человек использует режим экранного доступа или версию для слабовидящих, выбирает черно-белую версию страницы или убирает изображения, меняет шрифты и прочее, то вся информация должна быть передана в полном объеме без потери смысла.
То есть не должно сложиться такой ситуации, когда на вашем сайте кнопки ДА и НЕТ определяются только зеленым и красным цветом без текста. Если вы используете зеленый цвет в качестве индикатора согласия, то при черно-белой версии человек просто не сможет воспользоваться функцией.
- Необходимо максимально упростить пользователям возможность просматривать и прослушивать контент, в том числе отделяя первостепенную информацию от фоновой.
- контрастность: коэффициент контрастности не менее 7:1 (укрупненная текстовая информация имеют коэффициент контрастности не менее 4,5:1)
- цвета основного и фонового содержимого могут быть выбраны пользователем;
- ширина строки - не более 80 символов или глифов (40 - в китайском, японском и корейском языках);
- текст не выровнен по ширине строки (одновременно по правому и левому полям);
- межстрочный интервал внутри абзаца - не менее 1,5 интервалов, а интервал между абзацами - по крайней мере в 1,5 раза больше, чем межстрочный интервал внутри абзаца;
- размер шрифта текста может быть изменен без применения вспомогательных технологий до 200% таким образом, что пользователю не придется применять горизонтальную прокрутку для чтения строки в полноэкранном режиме.
Конечно, это не все критерии и больше вы сможете найти в стандартах, ссылки на которые мы оставили выше. Но вот еще совет: на сайте Сбербанка вы можете найти
гайдлайн по цифровой доступности. В нем буквально на пальцах и с иллюстрациями объясняются критерии цифровой доступности.
Удачи в проектировании доступных сайтов! У вас обязательно все получится!